Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начинаю с проверки домашнего задания.






У.: Сегодня мы с вами поговорим о знаменитой опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (1877 — 1878). Она была написана по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина. Какие произведения П. И. Чайковского вы изучали до этого?

Д.: «Детский альбом»…

Слушательская деятельность:

У.: А сегодня мы поговорим об опере. Что такое опера?

Д.: Опера - жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение.

У.: С самого детства П. И. Чайковский знакомился с народным музыкальным творчеством, с различными народными песнями и хорами. Он горячо любил родную природу и русскую песню. Чайковского также очень интересовали быт, нравы разных народов и, конечно, их музыкальный фольклор. В его библиотеке сохранились многочисленные труды из этой области. Поэтому естественно, что народное творчество проникло в его музыку.

Использование этих хоров придает опере историческую достоверность – в то время, о котором идет речь в опере, крестьяне действительно пели такие песни и хоры. И во многом поэтому и роман, и затем оперу стали называть «энциклопедией русской жизни…».

Народное творчество – очень разнообразно. Учебники на стр. 19. Какие были песни и хоры (плясовые, трудовые, солдатские, колыбельные, шуточные…..)

У.: Сейчас мы послушаем хор крестьян «Уж как по мосту - мосточку». Они пришли сказать барыням, что закончили жатву, и повеселить их. Какое настроение вызовет эта песня у вас? К какому жанру мы отнесем эту хоровую песню? Какие средства?

Слушание хора «Уж как по мосту - мосточку».

Уж как по мосту - мосточку,
По калиновым досочкам,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
По калиновым досочкам,
Тут и шел-прошел детина,
Словно ягода-малина,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Словно ягода-малина.
На плече несет дубинку,
Под полой несет волынку,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Под полой несет волынку,
Под другой несет гудочек.
Догадайся, мил-дружочек,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Догадайся, мил дружочек.
Солнце село, ты не спишь ли!
Либо выйди, либо вышли,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Либо выйди, либо вышли,
Либо Сашу, либо Машу,
Либо душечку-Парашу,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Либо душечку-Парашу,
Либо Сашу, либо Машу,
Либо душечку-Парашу,
Парашенька выходила,
С милым речи говорила:
Вайну, вайну, вайну, вайну,
С милым речи говорила:
" Не бессудь-ка, мой дружочек,
В чем ходила, в том и вышла,
В худенькой во рубашонке,
Во короткой понижонке,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
В худенькой во рубашонке,
Во короткой понижонке!
Вайну!

Обсуждение:

Жанр – к плясовой, шуточной – упругий ритм, оживленный темп, повторы, мажорный лад….

Какое настроение передала эта песня вам?

Д.: Шутливое, радостное, веселое…

У.: Представьте: уединенный уголок сада при усадьбе Лариных. Дворовые девушки собирают ягоды. Звучит их хор «Девицы, красавицы». Он обрамляет главную сцену этой картины - свидание Татьяны и Онегина, их объяснение. Сейчас мы послушаем эту музыку. Подумайте, чем она будет отличаться от хора «Уж как по мосту - мосточку». Определите жанр и средства…

Слушание хора девушек «Девицы, красавицы».

Девицы, красавицы,
душеньки, подруженьки!
Разыграйтесь, девицы,
разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
песенку заветную.
Заманите молодца
к хороводу нашему!
Как заманим молодца,
как завидим издали,
разбежимтесь, милые,
закидаем вишеньем,
вишеньем, малиною
красною смородиной!
Не ходи подслушивать
песенки заветные,
не ходи подсматривать
игры наши девичьи!

Д.: Жанр: хороводная. О средствах выразительности…

У.: Светлый идиллический характер музыки хора. Песня девушек звучит лукаво и в то же время простодушно.

Во время сбора ягод крепостных девушек заставляли петь и с определенной практической целью – чтобы рот был занят песней, а не поеданием господского урожая клубники J

На сей раз, Чайковский не стремился придать звучанию сугубо крестьянских очертаний. Эта народная мелодия – в сопровождении симфонического оркестра. Композиторы очень часто собирали подлинные народные мелодии и сочиняли для них профессиональное сопровождение. Это и есть – обработка народной песни!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.