Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия отсутствия патиентов






 

Принципиально схожая ситуация сложилась и с последним типом компаний – специализированными предприятиями-патиентами. Советская промышленность практически не знала процесса формиро­вания специализированных предприятий в ходе дифференциации продукта, когда фирма придает сво­ему товару особые свойства, отличающие его от всех анало­гичных товаров и, тем самым, расширяет спектр предложения на рынке. Специализация по-советски предусматривала со­средоточение значительной части (или даже всего) необходи­мого для страны объема выпуска специализированного продукта на одном предприятии. Так, Бакинский завод кондиционеров был единственным в СССР предприятием этого про­филя. То есть речь шла не о дополнении стандартной продук­ции специализированной, а о выпуске стандартной продукции только по узкому профилю. Занятые этим предприятия в функциональном плане были такими же виолентами, как и все другие.

Преобладание крупных предприятий над всеми про­чими типами фирм вело к обеднению советского товарного рынка. Именно крупные предприятия систематически избав­лялись от мелкосерийного производства в своей программе. Существовала мощная тенденция к унификации всей произ­водимой в стране продукции, разнообразие потребительских и инвестиционных товаров было крайне ограничено.

В результате товары часто использовались не по на­значению и плохо удовлетворяли потребности. Универсаль­ные станки применялись там, где более высокую производительность обеспечили бы специализированные; предприятия, которым были нужны небольшие машины, вынуждены были покупать грузовики большой грузоподъемности; а химические лаборатории не имели возможности приобрести многие высо­кочистые реактивы и сами производили их из стандартных хи­микатов. Потребители же свыклись с тем, что швейные ма­шинки и бытовые кондиционеры воздуха выпускаются в од­ном варианте, что большинство цветных телевизоров разли­чаются только названиями, хоть и производятся разными за­водами и т.д.

Снова подчеркнем, что вся эта малопривлекательная картина, на наш взгляд, не может быть поставлена в вину крупным советским предприятиям или рассматриваться как признак их слабости. Тенденция к ограничению ассортимента наиболее популярными разновидностями товаров характерна не только для советских предприятий, но и для крупных за­падных корпораций. Подлинным источником трудностей в со­ветской экономике было отсутствие фирм, чье коммерческое благополучие было бы прямо связано с дифференциацией продукта.

Итак, не имея гибких и надежных поставщиков, испыты­вая недостаток в специализированном оборудовании, не об­ладая возможностью опереться на опыт пионерских фирм в коммерциализации технических новинок, советские крупные предприятия просто в силу окружавшей их обстановки неиз­бежно должны были проигрывать в эффективности своим за­падным аналогам. Не забудем также о значительной закры­тости экономики СССР, мешавшей советским промышленным гигантам использовать достижения других стран.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.