Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТНК и импорт технологии.






 

Поскольку проблема модерниза­ции хозяйства путем импорта техноло­гий стоит остро и для России, остано­вимся на этом процессе чуть подроб­нее. Зарубежные филиалы ТНК выполняют на капиталистиче­ском рынке функцию непосредственных носителей процесса международного обмена экономическим и техническим опы­том, причем носителей исключительно эффективных. Если с помощью внешней торговли в другую страну переносится только готовый продукт, а лицензии осуществляют трансферт технологии в узком смысле слова, то деятельности филиалов способствует гораздо более глубокому проникновению ино­странного опыта в экономику.

Начнем с конкретного примера.

Уже четверть века импортные японские и западноевро­пейские компактные автомобили в массовых масштабах про­даются на американском рынке. Знакомство с иностранной технологией, таким образом, уже давно состоялось. Но со­стоялось именно знакомство, а не усвоение. За эти годы веду­щие американские компании неоднократно пытались нала­дить производство аналогичных машин.

Однако все попытки оказались безуспешными. Посте­пенно складывалось мнение, что рентабельное производство небольших автомобилей в стране невозможно (слишком большая зарплата, низкое качество труда, плохие комплек­тующие детали). Американские фирмы решили проблему пу­тем переноса производства на ассоциированные компании в Японии и Южной Корее.

Положение радикально изменилось, когда во второй половине 80-х гг. «Хонда», «Ниссан», «Мазда», «Мицубиси» и «Тойота» одна за другой начали открывать производственные филиалы в США. Их деятельность оказалась успешной, бо­лее того далеко превзошла проектировки. Ряд фирм, в част­ности, «Хонда» даже начали экспорт своих американских авто­мобилей обратно в Японию.

«Японские промышленные предприятия быстро стано­вятся интегральной частью американского индустриального ландшафта. Теперь все время говорят об их новаторских ме­тодах производства и труда, высоком качестве и хорошем контакте с местными общинами. Непосредственно через кон­куренцию и косвенно своим примером японские компании многому учат своих новых американских соседей», – так авторитетная английская газета «Файнэншл таймс» оценила ситуацию.

Действительно, помимо самого продукта и технологии его изготовления, филиал использует разработанную матер­инской фирмой систему организации труда, управления, маркетинга, участвует в совершенствовании товара. Более того, все это он перенимает не механически, а приспосабливая к местным условиям. По существу, борьба филиала за свое вы­живание и рыночный успех, а также реакция на его деятель­ность местных фирм – это и есть стихийный механизм усвое­ния иностранного опыта, его включения в национальную про­мышленную культуру или кластер фирм.

Нельзя сказать, что экономическая наука полностью определила, в каких условиях конкурентоспособности нации растет, а в каких – падает в результате действий ТНК. Однако благоприятный процесс переноса технологий идет активнее при условии, что:

Ø филиал создается в обрабатывающей, а не добы­вающей отрасли;

Ø филиал устанавливает связи с местными поставщи­ками и хотя бы часть продукции сбывается на мест­ном рынке;

Ø филиал действует в рамках уже существующего или только формирующегося кластера конкурентоспособ­ных отраслей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.