Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патиенты






 

Ситуация на специализированных российских предприятиях производствен­ной сферы в основном тождественна описанной нами применительно к виолентам. Среди них можно выделить те же три группы предприятий (монополисты, не­удачливые эксмонополисты/активно адаптирующиеся пред­приятия).

Макроэкономический кризис столь же больно ударил по патиентам, как и по производителям стандартной массовой продукции. Это может показаться странным в свете уже опи­санной устойчивости «хитрых лис» к кризисам, но советские специализированные предприятия (в отличие от западных) не были нацелены на особые, состоятельные, а потому, невос­приимчивые к кризисам слои потребителей. Тем более не кон­тролировали они зарубежных рынков, что также защищает их иностранных коллег от перепадов конъюнктуры на родине.

Несмотря на текущие трудности, тяга к патиентной стратегии заметна у многих, особенно высокотехнологических предприятий. Практически все российские авиастроительные фирмы, например, занялись производством спортивных или специализированных самолетов. Так, делаются серьезные попытки продвижения на мировой рынок уникального «летаю­щего пожарного» бериевского ОКБ, спортивных самолетов ОКБ Сухого. В этих случаях налицо все признаки попытки реа­лизации подлинной патиентной стратегии:

Ø уникальность продукта (гарантия его неповтори­мости – советские секретные оборонные техноло­гии);

Ø узость рыночного сегмента (специализация не слу­чайно избегает выпуска магистральных авиалай­неров – сферы господства сверхмощных западных виолентов);

Ø стремление утвердиться в избранной нише во все­мирных масштабах.

Вообще, как уже отмечалось, патиентная стратегия очень привлекательна для российских фирм как особая биз­нес-философия, как эффективный метод борьбы слабого про­тив сильного, каковым по отношению к нашим фирмам еще долго будет являться любой западный гигант.

 

Реальный пример.

 

Частная российская фирма находит производственную нишу.

Частная компания «Терн» являет собой пока еще редкий пример успешной деятельности в производствен­ной сфере. Начинала свою деятельность она с неслож­ных оптических приборов ночного видения, комплек­тующие для которых закупала на тогда еще государст­венных заводах. Ее козырями в конкурентной борьбе были точность сборки, лучший дизайн и т.д. Словом, она одной из первых в стране стала смотреть на оптику как на потребительский товар (раньше при выпуске по­добных приборов ориентировались прежде всего на не­прихотливых и несклонных обращать внимание на мел­кие неудобства военных) и учитывать вкусы потребите­лей.

«Погодите, вот проведем конверсию и задавим вас низкими издержками», – пугали «Терн» в частных беседах директора оборонных предприятий. И действи­тельно поворот ряда предприятий военно-промышленно­го комплекса к выпуску потребительских товаров сделал выпуск простой, массовой, стандартной оптики невыгод­ным. Разве может фирма, в которой и работало-то тогда только 2 человека, угнаться по уровню издержек за гигантами с их высокопроизводительным оборудованием.

Успех принесла специализация на выпуске дорогого, сложного, комплексного оборудования для конкретных групп потребителей. Так, фирма изготовляет ныне сложнейшие лазерно-электронные оптические системы, позво­ляющие видеть сквозь непроницаемый туман или снего­пад. И, оказывается, есть потребители, готовые платить за такую технику немалые деньги. Например, во многих заполярных городах без подобных приспособлений на улицу нельзя вывести снегоуборочную технику, пока не прекратится, длящийся порой по несколько суток, буран. Водители уборщиков просто ничего не видят – того и гля­ди врежутся в первый же фонарный столб.

Особо отметим, что выбранная специализация не случайность, а проявление хорошо продуманной страте­гии. Вот что говорит о ней глава фирм С.Сухоросов: «Основная ставка – на трудоемкую и дорогую продук­цию, потребность в которой очень низка. Словом, ищем рынок малой емкости, чтобы оторваться от конкурентов. И прежде всего заводов, с их валом и низкой себестои­мостью. В частности, остановили выбор на очень слож­ных устройствах – телевизионных системах ночного ви­дения».

 

Вопросы для ситуационного анализа:

 

1. Какого типа стратегии придерживается фирма «Терн», а какой ее конкуренты?

2. В чем, по-вашему, состоят особенности дея­тельности российских «хитрых лис» – компаний-патиентов?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.