Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим конкретный пример.






Во время знаменитых нефтяных кризисов 70-х гг. цены на нефть выросли в общей сложности более чем в 11 раз. Однако спрос на этот товар долгие годы продолжал расти. Его сокращение началось лишь через 7 лет после первого «нефтяного шока».

Замедленность реакции объясняется просто. Потреб­ление нефти, как одного из главных энергоносителей, опреде­ляется экономичностью многочисленных массовых, типовых изделий: разнообразных двигателей, электроприборов, отопи­тельных и технологических систем и пр. Быстро перевести их текущее производство и, тем более, весь накопленный парк на новые экономичные модели нельзя. Другими словами, нефтяные шоки обрекали потребителей энергоемкого обору­дования на длительный период угнетенного существования в условиях повышенных издержек, а его производителей на долговременное снижение спроса.

Многие мелкие и средние компании (патиенты и комму­танты), чей бизнес был связан с энергоемким производством, разорились. В полосу долговременных трудностей попали и виоленты, использовавшие или выпускавшие неэкономичную продукцию. Но благодаря колоссальной мощи они в своем большинстве смогли устоять (хрестоматийный пример – амер­иканские автомобильные концерны).

Однако, и энергетический кризис был выгоден части фирм. Уже в первые годы после изменения цен на нефть ком­мутанты занялись переделкой существующего оборудования, выпуском средств индивидуального утепления домов и т.п. Выиграли и те из патиентов, которые еще до шока специали­зировались на экономичных моделях для отдельных групп клиентов, которые уже тогда были особо заинтересованы в энергосбережении. Рынок для их продукции стал массовым. Больше капиталов стали также получать фирмы-пионеры, ко­торые продвигали нововведения, обещавшие экономию энер­гии.

Виоленты же смогли приспособить свое крупное производство к новым условиям лишь с большим запозданием. За­то результат их действий оказался мощным и долговремен­ным. Парк энергопотребляющего оборудования претерпел та­кие перемены, что потребление нефти продолжало падать даже в 80-90-е годы, когда цены на нее снизились.

В засуху поле пшеницы выгорает дотла. Лес же – сооб­щество растений – выживает. Жухнет трава, гибнут влаголю­бивые деревья, но наделенные глубокими корнями сосны пер­еносят ее, а засухоустойчивые растения даже отвоевывают дополнительное место под солнцем.

Легко видеть, что даже на затяжные и значительные по размаху потрясения, мир компаний реагирует не как уязвимая монокультура, а как сложное, и потому живучее сообщество.

В его рядах есть «части быстрого реагирования» – ком­мутанты, мгновенно приспосабливающиеся к любой обстанов­ке. Среди узкоспециализированных фирм-патиентов хотя бы часть развивала свою активность в том направлении, которое пригодится в новых условиях и потому также готовы к переме­нам. Мощный, инерционный производственный аппарат виолентов медленно адаптируется к изменениям, но гиганты дос­таточно устойчивы, чтобы не погибнуть от первого удара и до­вести этот процесс до конца. Наконец, фирмы пионеры ведут столь глубокий поиск, что не только способны найти ради­кальные решения уже вставших проблем, но могут найти ключ даже к проблемам завтрашнего дня.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.