Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция и качество рынка.






Остановимся теперь на проблеме взаимосвязи конкуренции и качественных показателей состояния рынка: его насы­щенности разнообразными товарами и полноте ассортимента во всех его точках: от крупного города до небольшого поселка. Вернемся для этого еще раз к диаграмме распределе­ния спроса на товар, отразив на сей раз на ней положение всех типов фирм, придерживающихся четырех основных ти­пов стратегии.

Мы уже подробно обсуждали неудобства, испытывае­мые фирмами при пересечении (или наложении) их реализо­ванных ниш. Конкуренция на соответствующих сегментах рынка приобретает характер ожесточенной борьбы на вытес­нение. Ведь принцип конкурентного исключения гласит: из двух или многих схожих товаров, если они ориентированы на одних и тех же потребителей, предъявляющих к ним одинако­вые требования, на рынке обычно удерживается только один (лучший). Напротив, незанятые сегменты рынка исключитель­но привлекательны для фирм – здесь вообще нет конкурентов, а значит можно быстро наращивать продажи и устанав­ливать высокие цены (т.к. нет нужды в поддержании большого запаса конкурентоспособности).

Рис. 17. Варианты стратегического положения компаний на рынке

 

Макроэкономическим следствием такого сочетания сти­мулов и анти-стимулов, действующих на фирмы, является тенденция к равномерному освоению всего рыночного простр­анства фирмами-конкурентами. На нашем рисунке не занятое никем рыночное пространство в левой части графика распре­деления спроса, наверняка будет привлекать патиента С; ком­мутанта Д (для которого смещение на этот сегмент рынка вдвойне важно, поскольку позволит избавиться от пересече­ния реализованных ниш с могущественным виолентом О): и даже для лидера отрасли О. Очевидно, что в реальной жизни такой сегмент рынка не будет долго пустовать.

Равномерность заполнения рыночного пространства повышает качество снабжения потребителей в географиче­ском и ассортиментном плане. Так, для конкурентного рынка не свойственен резкий разрыв в снабжении товарами крупных центров и периферии. Конечно, в столице спрос покупателей более высок, чем в мелком городишке, и потому столичный рынок – лакомый кусок для поставщиков. Но именно в силу этого он привлечет массу фирм и их ниши пересекутся. Нач­нется взаимное отталкивание конкурентов, вытеснение их части сначала в крупные города, а затем во все более мелкие населенные пункты.

В России, печально отличавшейся долгие годы пусты­ми полками деревенских сельпо, процесс выравнивания ур­овня снабжения разных городов и поселков, принял очень за­метные формы. Улучшение снабжения периферии – одно из немногих достижений первых лет трудных (и не всегда удач­ных) реформ, которое непосредственно почувствовал рядо­вой потребитель. В основе же этого благотворного сдвига ле­жит давление конкуренции, «расталкивающей» поставщиков даже в самые глухие медвежьи углы, если они не заняты со­перниками.

Но рыночное пространство имеет не только географи­ческое, но и ассортиментное измерение. Производитель ло­жек, первый догадавшийся (далее следует реальный, а не придуманный пример), что стоит изогнуть, особым образом искривить их, и они сразу станут удобными для ребенка, не­медленно вырвался за пределы конкурентного противостоя­ния с прежними соперниками. Никто больше не делал ложек для детей, только еще учащихся есть, а он перестал делать обычные столовые приборы. Прежние конкуренты теперь ме­шали ему не в большей мере, чем сапожник мешает булочни­ку: предприятия обоих без всякой конкуренции могут разме­щаться в одном и том же доме.

Мы сознательно привели пример нехитрой выдумки: чтобы сделать кривую ложку вместо прямой, не надо ни инже­нерного таланта, ни нового оборудования, ни дополнитель­ных денег. Зато надо думать о потребителе, постоянно ис­кать, какая мелочь повысит для него потребительскую цен­ность вещи. И конкуренция заставляет делать это каждую фирму, заставляет ее непрерывно обогащать палитру пред­лагаемых на рынке товаров.

Крайнюю форму расширения ассортиментного богатст­ва рынка представляет собой радикальные нововведения. На рис. 17 мы не случайно показали положение эксплерентов в виде взрывов, разрывающих устоявшуюся ткань рынка данно­го товара. По существу, каждое из них создает новый рынок, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.