Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные факторы профессиональной пригодности






В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие представления о факторах профессиональной пригодности, как: связь силы НС с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью, зависимость скорости переключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени, влияние на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы (появление периода «психической рефрактерности и принятие логических решений) уравновешен-ности нервных процессов и отношения силы НС по отношению к возбуждению, связь силы НС по отношению к процессу возбуждения или к процессу торможения и таких особенностей НС, как: подвижность и «уравновешенность нервных процессов» (К.М. Гуревич, В.С. Мерлин, Е.А. Климов и др.).

Позже количество профессионально значимых психофизиологических свойств НС было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра как «концентрируемость» нервных процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например аварийную сигнализацию («сверхсильные раздражители») при дежурстве у распределительных щитов электростанции (Гуревич, 1978).

Еще одним практически важным для профотбора и работы
субъекта свойством НС является «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания. Без включения оценки этих свойств в систему профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения человека в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряженности, роль свойств НС существенно увеличивается: решающее значение начинают приобретать врожденные свойства НС.

При изучении различных видов деятельности были обнаружены такие виды, когда свойства НС выступают преградой на пути их выполнения, это привело к выводу о возможности разделить профессии на: абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные.

Абсолютно профессионально пригодные – это профессии, где свойства НС могут выступать препятствием в выполнение деятельности, например, летчики, космонавты. Слабая НС препятствует возможности человека выполнять такие виды деятельности. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения собраться, не растеряться (реакция на аварийную ситуацию). Инертная НС – трудны задачи быстрого реагирования, быстрого перехода от одной деятельности к другой.

Относительно профессионально пригодные – это профессии, где способны работать люди с различными свойствами НС, при условии если они сформируют адекватный своим психофизиологическим особенностям стиль деятельности. Например, в труде токарей-наладчиков с инертной НС тип индивидуального стиля деятельности проявлялся в том, что в спокойной ситуации они предусматривали все возможные причины аварии и заранее проводили необходимые профилактические действия для устранения этих причин.

Наладчики с подвижной НС использовали другой стиль, который также был эффективным – токарь-наладчик устанавливал причины неполадки преимущественно в процессе самой работы и тут же ее устранял.

Оказывается если экстремальность условий не очень велика, то возможна компенсация недостающих качеств (Климов, 1969) для овладения связанных с экстремальностью профессиями. Установлены факты одинаково высокой профессиональной успешности лиц с различной силой НС, а данные о формировании специфических психофизиологических приспособительных меха-низмов сняли вопрос о пригодности лиц слабой НС даже для профессий водителя (Небылицын, 1976).

Определение наличия необходимых в этих ситуациях качеств может помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации недостающих у него качеств там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессинально сориентироваться. В этом авторы видели основной смысл изучения свойств НС у человека в практических целях.

В целом можно сказать, что в настоящее время исследования по психологическому отбору или профессиональной пригодности базируются на методоло­гических принципах системно-структурного подхода к оценке функционального соответствия компонентов системы «человек-техника-профессиональная сре­да», разрабатываемого в отечественной психологии и означающего применитель­но к данным задачам необходимость целостного познания структурной взаимосвя­зи – индивидуального «ансамбля» профессионально значимых статистических и динамических свойств и качеств личности, параметров структуры и условий деятельности, пока­зателей ее эффективности и надежности (Небылицын, 1976; Платонов, 1982; Ло­мов, 1984 и др.).

Именно результаты исследований по проблемам индивидуальности, психо­физиологии благодаря работам Б. М. Теплова (1961), В. Д. Небылицына (1976), В. М. Русалова (1979), В. С. Мерлина (1986) и их учеников стали основой для диф­ференциальной психофизиологии профотбора и нашли широкое применение при решении основных задач психологии труда.

Следует подчеркнуть, что психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности индивида по комплексу информативных показателей для выполнения определенной деятельности.

Данные показатели профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии не являются некой рядоположеннной совокупностью, а образуют систему.

Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы.

1. Гражданские качества – моральный облик человека как члена общества.

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.

3. Общая дееспособность: не только физическая, но и умственная (включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность, а также физические – состоя-ние здоровья, сила, выносливость и т.д.).

4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

5. Навыки, привычки, знания, опыт.

Согласно исследованиям Е.А. Климова существуют четыре степени профпригодности.

1. Непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить при наличии отклонений в здоровье, не совместимых с данной профессией (противопоказания также могут быть и социальными).

2. Годность (к той или иной профессии или группе таковых). Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний, т.е., есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

3. Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые пригодны для выбора данной профессии или группы профессий.

4. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Следует отметить, что наиболее актуальным в настоящее время остается профессионально-психологический отбор на конкретные профессии, предъявляющие повышенные требования к профессиональным способностям и требующие углубленной подготовки. И если раньше основное внимание уделялось операторским видам деятельности, то сегодня, в связи с заметным увеличением сферы применения профессий типа " человек-человек" на рынке труда, наибольший интерес представляют «управленческие» виды деятельности, которые предполагают наличие организаторских и лидерских способностей, навыков делового риска, умения мотивировать себя и других, компетентности в принятии решений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.