Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные факторы адаптации






К субъективным (личностным) факторам относятся:

· социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

· социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль, умение действовать рационально, коммуникабельность и т.д.);

· социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности труда, наличие установки на профессиональное развитие и т.д.).

Особо следует выделить психофизиологический уровень адаптации, результат которой обусловленный набором характеристик субъекта адаптации - адаптивностью (таблица3).

Таблица 3 - Индивидуально-психологические особенности, обусловливающие уровень адаптивности

 

Автор методики Измеряемое качество Адаптивность
1. Роттер Локус контроля Интерналы Экстерналы
2. Спилбергер Тревожность (как чер­та личности и ситуа­тивная) Низкотревожные Высокотревожные
3. Берне «Я-концепция» Высокая самооценка Низкая самооценка
4. Мак-Гро и др. Стиль преодоления Активное действие Поиск эмоциональной поддержки Эмоциональная разрядка Уход от проблемы Принятие проблемы Алкоголь, религия
5. Айзенк Г. Экстраверсия-интро-версия  
6. Мак Кинли, Хатауэй Профиль личности «Плавный профиль»
7. Маклаков А. Г. Уровень адаптивности МЛО «Адаптивность»
8. Мадди С. «Стрессоустойчивосить» «Хардинес»
9. Александров­ский Ю.А.   Адаптационный потен­циал личности

 

Для успешного освоения профессии, как правило, работник должен обладать некоторым набором способностей, что опреде­ляет профессиональную пригодность человека (см. лекцию 7). Вместе с тем индивидуально-психологические качества в течение жизни претерпевают определенные изменения, во многом обусловлен­ные спецификой профессиональной деятельности.

Следует различать процесс адаптации – развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов – и результат адаптации: адаптированность – определенный качественный этап в данном процессе, который характеризуется наличием наблюдаемых признаков.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде объективно проявляется в его поведении, в показателях эффективности труда (его количестве, качестве), в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной).

Адаптированность человека в профессиональной среде субъективно проявляется в его удовлетворенности трудовой деятельностью и функциональном состоянии: степени работоспособности, нервно-психологического на­пряжения и особенностях протекания нервных процессов.

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для конкретной трудовой организации, является сложным многоуровневым социально-психофизиологическим процессом и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма работника. Постоянное умственное и эмоциональное напряжение, а также возможные нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний.

Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться к профессиональной деятельности в ней, вызывает явление психологической дезадаптации.

Дезадаптация личности формируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма, субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызвать различные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а также патологические нарушения функций организма человека.

На уровне субъекта причиной дезадаптации являются нарушения в области психических механизмов жизнедеятельности человека.

На личностном уровне причиной дезадаптации являются трудности приспособления субъекта к социальным нормам поведения, общественным ценностным ориентациям.

В научной литературе выделяют следующие формы дезадаптации личности в процессе трудовой деятельности:

· несформированность элементов и навыков профессиональной деятельности;

· несформированность трудовой мотивации;

· неспособность произвольной регуляции поведения;

· неумение приспособиться к темпу трудовой деятельности.

Понятие дезадаптации личности является вторичным по отношению к понятию адаптации и рассматривается многими авторами как ее самый низкий уровень или фаза.

Таким образом, к причинам, приводящим к дезадаптации личности, необходимо отнести биологические и социально-психологические факторы или несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (организм + психика) в значимой ситуации.

В настоящее время основными направлениями в изучении
адаптации стали определение этапов становления психо­физиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов ее структуры, стратегий развития составляющих этого феномена во вре­мени и определение детерминант этого развития.

На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации исследователи выделя­ют когнитивный и мотивационно-волевой, активационный компонент, который связан с органическими и функциональ­ными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих це­лей, – с другой (Александровский, 1976).

Феноменально регулирующая роль механизмов активизации, преобразования и распределения ресурсов проявляется в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ-активности, повышении или снижении общего уровня активации в процессе адап­тации, величине диапазона перестроек ЭЭГ в критический период адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени.

На основе анализа взаимодействия ЭЭГ-показателей активационного и про­дуктивных параметров когнитивного компонента адаптации в операторской дея­тельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие ди­намику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Показано, что гибкая и мобилизационная стратегии реализуются пре­имущественно при большом объеме ресурсов, а стратегии компенсации и угадыва­ния – при дефиците ресурсов (Шапкин, Дикая, 1996).

Колебательный характер психофизиологических процессов, усиливающийся в измененных психофизиологических функциональных состояниях (ПФС), объясняет причины пропуска значимого сигнала и появление отказов и «провалов» (lapses) вдеятельности оператора вследствие ухудшения ФС человека (см. тему 8). Были выделены «провалы» трех видов: 1) «пульсары» – пропус­ки сигналов, не связанные со значительным изменением ЭЭГ, когда испытуемый как бы «теряет» сигнал и начинает использовать стратегию угадывания; 2) конст­руктивные «провалы» – провалы типа микросна, сопровождающиеся резким уве­личением мощности медленных волн и уменьшением мощности альфа- и быстрых волн. После самостоятельного пробуждения наблюдается даже повышение продук­тивности обнаружения сигнала; 3) деструктивные «провалы», когда для пробуж­дения требуется постороннее вмешательство и продолжение деятельности становится практически невозможным. Последние характеризуются увеличением мощ­ности медленных и уменьшением мощности бета-2-ритма и наблюдаются при вы­раженной деформации ПФС испытуемого (Шапкин, Дикая, 1996).

Психофизиологические данные помогают на практике различать состояния психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты адаптационных систем, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.