Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и способностей для повышения эффективности использования возможностей и способностей персонала






Индивидуальность в ходе профессионального становления проявля­ется дважды: а) на ранних этапах профессионализации, когда она опре­деляет профессиональный выбор, основное направление и содержание профессионального пути; б) на более поздних – как характеристика профессионала и форм его профессиональной активности. Практика по­казывает, что профессионально зрелая личность – всегда неповторимая индивидуальность, и именно это ее свойство является основным источ­ником развития профессиональной общности, нормативно одобренных способов деятельности. Наиболее активно проблемы индивидуальности исследуются в психологии и физиологии труда на уровне самостоятельной профессиональ­ной деятельности (индивидуальный стиль деятельности и т. д).

Уровень профессио­нальных достижений человека определяется инди­видными особенностями и личностными характерис­тиками.

В зависимости от соотноше­ния темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития (в том числе и профессионального) взрослого человека.

Индивидное развитие значительно опережает лич­ностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятель­ности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

Личностное развитие человека идет более интен­сивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружаю­щей среде, людям, предметам материальной и ду­ховной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достиже­ния находятся на втором плане.

Профессиональное развитие доминирует над дву­мя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погру­женность в работу — особенности так называемых трудоголиков.

Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реа­лизацию, «выполнение» человеком себя.

На индивидное развитие решающее влияние ока­зывают биологические факторы, на личностное – пси­хические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические фак­торы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития личности профессионала взаимосвязаны. Само развитие идет неравномерно, следовательно у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития.

Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно заключить, что личность профессионала развивается в трех направлениях: индивидное, личностное и профес­сиональное развитие. Сценарий развития человека сугубо индивидуален и порождает широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вершинные до­стижения человека располагаются на разных этапах профессионального становления личности.

Этапы профессионального развития (периодизация)

Профессиональное становление охватывает дли­тельный период жизни человека (35 – 40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональ­ные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личнос­ти. Поэтому возникает необходимость разделения дан­ного процесса на этапы или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения этапов в непре­рывном процессе профессионального становления.

В исследованиях Т.В. Кудрявцева, в качестве критериев выделения стадий профессио­нального становления выбраны отношение личности к про­фессии и уровень выполнения деятельности. Он выде­лил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональ­ных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовка к про­фессиональной деятельности - профориентация.

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полная реализация личности в профессиональном труде.

Е.А. Климов обосновал следующую профессиональ­но ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12 – 17 лет) – подготовка к созна­тельному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15 – 23 года) – овладение знаниями, умениями и навы­ками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (от 16 – 23 лет до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта дея­тельности.

А.К. Маркова в качестве критерия выделения эта­пов становления профессионала избрала уровни про­фессионализма личности. Она выделила пять уровней и девять этапов:

1) допрофессионализм включает этап первичного оз­накомления с профессией;

2) профессионализм состоит из трех этапов: адапта­ции к профессии, самоактуализации в ней и сво­бодного владения профессией в форме мастерства;

3) суперпрофессионализм также состоит из трех эта­пов: свободного владения профессией в форме твор­чества, овладения рядом смежных профессий, твор­ческого самопроектирования себя как личности;

4) непрофессионализм – выполнение труда по про­фессионально искаженным нормам на фоне де­формации личности;

5) послепрофессионализм – завершение професси­ональной деятельности.

За рубежом широкое признание получила перио­дизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост – развитие интересов, способностей (0 – 14лет);

2) исследование – апробация своих сил (14 – 25 лет);

3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 – 44 года);

4) поддерживание – создание устойчивого профес­сионального положения (45 – 64 года);

5) спад – уменьшение профессиональной активнос­ти (после 65 лет).

Из краткого анализа периодизаций профессио­нального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии.

Таким образом, можно сделать вывод, что этапы профессионального становления непосредственно соотносятся с четырьмя основными формами профес­сиональной социализации: общетрудовое обучение и воспитание, профориентация - поиск и выбор профессии, профессио­нальное обучение, самостоятельная профессиональная деятельность.

Очевидной является взаимосвязь профессионализации и профориентации. Также на вызывает сомнений, что на разных этапах профессионального развития включенность человека в профессиональную деятельность будет проходить на фоне различных психологических проявлений, детерминированных объективными и субъективными факторами социальной ситуации профессионального развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.