Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки и продвижения персонала по работе как фактор адаптации






Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. Видами профессионального обучения персонала являются подготовка повышение квалификации и переподготовка. Целью – формирование знаний, умений и навыков (компетенций), обеспечивающих повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации.

Содержание понятий «знание», «умение» и «навыки» изложе­но в учебниках по педагогике. Здесь же необходимо более подроб­но остановиться на психофизиологических закономерностях фор­мирования навыка как основы профессиональной адаптации и мастерства.

Навыкэто действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения (автоматиз­мом) и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Основное условие формирования навыка — упражнение.

Различают перцептивные, интеллектуальные и двигатель­ные навыки. Такое деление отражает состав основных этапов дея­тельности (восприятие, принятие и реализация решения). Перцеп­тивный навык (навык восприятия и оценки информации) — ав­томатизированное чувственное отражение свойств и характерис­тик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Пример перцептивного навыка — оценка ситуации на дороге опытным водителем, который в отличие от новичка спосо­бен посредством быстрого обзора точно оценить дорожную об­становку: количество машин вокруг, их скорость, направления иерестраиваний, потенциальные опасности вокруг собственного автомобиля.

Интеллектуальный навык — доведенная до автоматизма реали­зация алгоритма решения встречавшейся ранее задачи. Скажем, опытный бухгалтер быстрее начинающего разберется в порядке начисления налогов, выбрав одну из схем, встречавшуюся ранее.

Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразова­ния, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навы­ки включают (вбирают) в себя перцептивные и интеллектуаль­ные навыки и регулируются ими на основе автоматизированно­го отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Примером двигательного навыка является навык письма. Пер­воклассник, начиная заниматься правописанием, делает это не­ловко, медленно, прилагая к этому огромные усилия. Совершен­ствование письма через месяцы и годы делает почерк ровным и твердым.

Психофизиологический анализ динамики и структуры навыка позволил выделить этапы формирования моторного навыка (М.А.Дмитриева).

Предварительный. Здесь происходит формирование програм­мы навыка, расчленение отдельных элементов на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для этого этапа характерна избыточная информация. За счет присутствия ориентировочных движений из всей массы информации выбира­ется необходимая для данного действия.

Аналитический. Движения выполняются раздельно, происхо­дит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи. На­пример, между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен суженный объем восприятия —дополнительные сигналы тренирующиеся замечают в ограниченном объеме.

Синтетический. Отдельные элементы действия объединяют­ся в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Этап автоматизации. Происходит устранение излишних дви­жений и излишней мышечной напряженности. Внимание пере­мещается с процесса действия на его результат. Это обусловлено тем, что контроль за движением переходит от зрения к кинесте­зии. При этом появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, формируется ритм движений.

Деавтоматизация. Этап, который может наступить в том слу­чае, если имеет место длительный перерыв в выполнении деятель­ности. Происходит утрата навыка.

Важнейшее условие формирования навыка — повторение, т. е. упражнение, в ходе которого происходят свертывание сознатель­ного контроля действия, перевод контроля на более низкие уров­ни регуляции деятельности, формирование укрупненных единиц действия. Навыки характеризуются разной степенью обобщенно­сти; чем шире класс объектов и операций, по отношению к кото­рым навык может быть реализован, тем более он обобщен и лаби­лен. Например, человек, освоивший навыки вождения какого-либо конкретного автомобиля, может без особого труда управлять и автомобилями других марок.

Вместе с тем приобретенный ранее навык может стать в каком-то смысле помехой в профессиональной деятельности человека, провоцируя совершение ошибочных действий. Наиболее уязвима в этом отношении деятельность лиц операторского профиля, у которых имеет место явление отрицательного переноса навыка. Суть его состоит в том, что при переходе для работы на другую технику остается высокой вероятность совершения автоматизи­рованных (привычных) действий в тех манипуляциях, где требу­ются уже другие действия.

Анализ динамики формирования навыка, длительности и ус­ловий обучения позволил заключить, что успешность формиро­вания навыка определяет ряд факторов:

индивидуально-психологические особенности работника: его мотивация, обучаемость (оценивается по критериям, используе­мым при определении профессиональной пригодности, в частно­сти, моторная координация и др.), общий уровень развития, на­личие знаний и умений в других областях; возраст (например, обу­чение вождению автомобиля сложнее протекает у людей, достиг­ших пожилого возраста);

педагогические условия обучения: способ подачи материала (например, формирование навыка в целом или по частям); форма доведения инструкции (для уяснения содержания действия, опе­рации), способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и др.), наличие обратной связи от­носительно успешности выполнения действий, подкрепление и др.

Процесс обучения (формирования навыка) имеет графическое выражение, представляющее собой кривые линии, отражающие зависимость качества подготовки от числа проб или времени обу­чения. По оси х графика откладывается время обучения (измеря­ется числом занятий, днями, неделями, месяцами обучения); на оси у — качество выполнения типовых заданий. Показателями качества выполнения типовых заданий могут быть вероятность безошибочного выполнения задания, время выполнения опера­ции, процент выполнения норматива и т.д. Вероятность безоши­бочного выполнения операции рассчитывается как отношение правильно выполненных операций к общему числу попыток. Та­кая кривая получила название «кривая обучения» (рисунок 5). То есть качество подготовки специалиста и его динамика имеют конкрет­ные числовые значения.

«Кривые обучения» различных профессий характеризуются не­сколькими общими особенностями. Во-первых, они носят экспо­ненциальный характер, приближаясь к некоторой асимптоте. Для вероятности выполнения операции это единица, отражающая та­кой уровень подготовки, когда все пробы выполняются правиль­но. Время исполнения операций, разумеется, существенно варьи­рует, однако и в этом случае имеет место приближение к некото­рому оптимальному значению. Эти асимптоты (временные и ве­роятностные) служат показателями достижения учеником «плато обучения» (т. е. графическим отражением сформированности на­выка), которое является максимально возможным. Дальнейшие уп­ражнения в данном случае формально не приводят к улучшению

Рисунок 5 - «Кривая обучения»

показателей. Понятно, это утверждение имеет отношение только к довольно простым навыкам, ибо мастерство работника оттачи­вается долгие годы, практически не зная пределов совершенства.

Второй особенностью «кривой обучения» является гетерохронность изменения параметров, т. е. на некоторых участках графи­ков обучения может наблюдаться существенное улучшение пока­зателей, тогда как на других могут иметь место так называемые «промежуточные плато» (т.е. моменты, когда упражнения не при­водят к улучшению показателей) или даже регресс. Это объясня­ется тем обстоятельством, что для своеобразного «прорыва» в фор­мировании навыка должна быть подготовлена соответствующая «база», условия. Видимо, многие сталкивались с ситуацией, когда повторение разучиваемого действия долго не дает ожидаемого эф­фекта, а затем вдруг достигается быстрое улучшение показателей выполнения.

Американский психолог Р. Вудвортс выделил на «кривой обу­чения» начальный, промежуточный и конечный отрезки (соб­ственно «плато»). «Плато» впервые обнаружили Брайен и Хартер еще в 1896 г., исследуя экспериментально процесс обучения теле­графистов. Причем «кривая обучения» передаче сообщений теле­графным ключом монотонна, она не имеет «промежуточного пла­то», в то время как на «кривой обучения» приему телеграфных со­общений такое «плато» четко видно. Брайен и Хартер объясняли возникновение «промежуточного плато» стадией формирования элементарных навыков, необходимых для дальнейшего развития более сложных и совершенных навыков (рис. 4). При этом они так­же учитывали, что в отличие от процесса передачи сообщений при приеме телеграфист не может произвольно варьировать темп работы, поскольку он задан извне. «Плато» — весьма длительная за­держка в улучшении профессиональных показателей ученика — в данном случае связано с накоплением запаса общеупотребитель­ных слов, после чего прогресс резко ускоряется. Брайен и Хартер показали в 1899 г., что «плато» более выражено при обучении слож­ным навыкам. При этом возможно временное ухудшение показа­телей, следующее после «плато».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.