Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Событие






Этюд не может быть без события, а событие подразумевает препятствия.

Необ­ходимо научить будущего актера жить в событии, и только тогда можно обучить его главному — под­линно действовать по законам жиз­ни.

При определении событий необходимо учитывать допускаемые ошибки. Например: «Решил бе­жать», «усыпить бдительность» — не событие, а действие персонажа. При анализе подменять событие действи­ем лица обычная ошибка. Будто бы обнаружить поведение — цепочку действий легче. Ответить на вопрос — что делает тот или иной участник события проще, но только при по­верхностном обзоре текста. Мы требуем сначала вскрыть проис­шествие, т. е. событие, а потом про­анализировать поведение действую­щих лиц. Оно, конечно, зависит от того, что произошло.

Необходимо научиться пони­мать и верно вскрывать событие (чувство события — тоже элемент психотехники). Непрерывно и актив­но оценивать обстоятельства и сре­ду. Разнообразно и продуктивно идти к цели. Каждый раз (даже в сотый) все проходить заново, не вспоминая вчерашние средства. Уметь вести и выстраивать непрерывный внутрен­ний текст. Опыт авторского материа­ла сближать с человеческим опытом актера. Любить партнера и жить им. Научиться выстраивать внутреннюю последовательность и логику поступ­ков. Создавать верное сценическое самочувствие. Обогащать эмоцио­нальную память впечатлениями жиз­ни.

В этюде есть событие, а значит, есть и цель поведения — чего я до­биваюсь, к чему стремлюсь? Эту цель и событие мы знаю до того, как начал играть этюд, но по ходу этюда все должно происходить сиюминутно, за­ново, как в первый раз. В этом-то и заключена суть импровизационного самочувствия. Как же репетировать этюд для показа, не заучивая поведение, оценки, как не утратить све­жесть? Вопрос в том, что мы репе­тируем, что повторяем. В репетиции обычно мы ищем путь, логику пове­дения в данном событии. Нельзя фиксировать, заучивать средства (как) достижения цели, необходимо только вскрыть причины — что, зачем и почему? Репетируя этюд, мы накапливаем знания предлагаемых обстоятельств, пробуем (не заучива­ем) оценки, обнаруживаем препят­ствия и ищем способ их преодоления.

В анализе отрывка вопрос — что я делаю? — вторичен.

Надо оговориться, что событие не­возможно определить с точностью математической формулы. Оно впи­тывает в себя многое, и дело не в формулировке, словах, которые мы употребляем, сговариваясь о нем. Важно, чтобы оно передавало суть происходящего и было действитель­но событием.

Умение вскрывать событие приходит не сразу. Это трудно. Жить событи­ем, чувствовать его и направлять энергию на его выявление еще труд­нее.

Способность действовать в событии не­прерывно и целенаправленно явля­ются определяющими в актерской технике.

В каждом новом разделе обучения событие предстает в ином, более сложном качестве. В первоначальном упражнении студент собирает бисер. Нитка оборвалась. Бисер рассыпал­ся, изменились поступки и поведение студента. В данном случае событие предстает как частный факт, касаю­щийся только его одного. Этот дей­ственный факт изменил течение жиз­ни, следовательно, он событиен. Или студент перелезает через за­бор. Нечаянно ремень от брюк заце­пился за острый конец доски, и не­удачник на некоторое время повиса­ет в воздухе. Вынужденная задержка по условиям этюда, которые он себе выбрал, грозит неприятностями. Этот факт меняет течение его жизни в этюде. Возникло препятствие, меша­ющее осуществлению цели, т. е. реа­лизации события. И так во всех этюдных заданиях первого полуго­дия, даже в наблюдениях, в этюдах, а теперь в отрывке. Только в отрывке все предложено автором. Студенты уже не имеют права ни убавить, ни прибавить. Они должны, постичь ав­торский материал, изучить его логи­ку и мотивы. Это упражнение прак­тически — первая встреча студента с автором. Навыки, которые мы приви­ваем ему через отрывок, должны быть особо осмыслены и прочно освоены, так как вся дальнейшая ра­бота будет идти к одному — научить студента работать над ролью.

На этом этапе обучения наибольшие трудности студенты испытывают при работе над вскрытием и построением собы­тия. К концу учебы они не только осо­знают умом, но и постигают чув­ством, что быть на сценической пло­щадке, не зная события, не реализуя его каждым шагом, практически не­возможно.

Цели достигнуты, событие сыграно, но схематично. Действенный факт оказался голым, а цель прямолиней­ной. Ведь «оперение» события со­ставляют более мелкие факты, вхо­дящие в него, и главное— разнооб­разие путей, по которым идет артист, двигаясь к достижению сквозной цели, и, конечно, атмосфера, среда, самочувствие героев, темп и ритм — словом, весь комплекс предлагаемых обстоятельств, придающих событию объем, наполняющих его жизнью. Скелет, остов, основу события сту­денты передали верно, но однознач­но, однообразно, грубо. Мы советуем, после того как сту­денты сговорились о событии, согласовали сквозные цели в нем и совер­шили на учебной площадке практи­ческую проверку своей первоначаль­ной разведки, начать следующий этап: разбить отрывок на небольшие действенные эпизоды. Проработать эти эпизоды, т. е. каждое маленькое событие-(факт) сыграть этюдно-импровизационно. Найти логику борьбы и характер поведения каждого участника во всех эпизодах основно­го события. Когда все эпизоды, на рубеже кото­рых происходят переломы в поведе­нии персонажей и в самом ходе от­рывка, прослежены и выявлены, можно попробовать соединить их, сыграв отрывок насквозь.

Остановимся на поворотах (эпизо­дах), чтобы показать, как событие развивается, из каких фактов оно со­стоит, как эти факты взаимосвязаны, на какие поступки они толкают героев.

Внешними обстоятельствами жизни изображаемого лица, которые предла­гает авторо являют­ся факты, события пьесы, т. е. фабу­ла, фактура пьесы, внешний уклад и устои жизни пьесы...» — учил К. С. Станиславский.

Итак, большое, основное событие в данном отрывке включает в себя целую серию действенных фактов, т. е. отдельных эпизодов.

Самое цен­ное соображение, высказанное в бе­седе, это то, что тренинг входит в этюд и что сыграть роль — тот же тренинг. Конечно, роль — это боль­ше, чем тренинг, это сумма условных рефлексов в данной логике поведе­ния, данного человека в данных предлагаемых обстоятельствах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.