Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа над Этюдом-отрывком
В отрывке студент впервые подходит к вскрытию авторского материала, к анализу логики действенных фактов, т. е. течения жизни от события к событию. К этому мы готовили учащихся во всех упражнениях года. Теперь предстоит сделать первые самостоятельные шаги в освоении метода действенного анализа. Этот метод впредь будет основным принципом всего учебного и репетиционного процесса.д отрывком. Работая над отрывком, мы сначала играем его как этюд, т. е. делаем набросок, черновик-предположение. Любой этюд — это всегда какое-то живое наблюдение. «Этюдом мы вспоминаем жизнь», проверяя верность поведения в той или иной ситуации, данной автором. Работая над отрывком, исполнитель должен знать о своем герое все: что с ним было до того случая, который заключен в сцене, что стало после. Студенты в работе над этюдом и отрывком должны быть озабочены вопросом — какой, какая, какие? Между тем усилия и внимание студентов в первую очередь должны быть направлены на решение вопроса о том, что происходит в отрывке, что делает тот или иной человек в данном событии, куда направляется энергия действующих лиц? Все ошибки пока можно свести к одной — большая часть студентов, играя этюды по отрывкам, изображают чувства, качества веселья и грусти или стараются рассмешить зрителей. Отрывок (этюд) всегда есть не что иное, как серия наблюдений. В отрывке мы тоже должны вспоминать жизнь, пользуясь запасниками «эмоциональной памяти», нашего жизненного опыта. Что нужно в первую очередь анализировать не материал первоисточника, а нечто похожее из жизни, из нашего опыта. Проекция жизни на первоисточник легче поддается осмыслению. Отрывок автором ограничен, ему даны определенные рамки, событийный предел. Надо эти рамки и пределы учитывать. Наконец, самое главное, что произошло в отрывке? Какое событие? Прочитав отрывок, пересказав его, определив исходный факт, события в отрывке, несколько раз попробуйте сыграть его, сверяя свои пробы с текстом, обнаруживая пропуски и ошибки. Сначала анализ умом, потом действием — пробой. В работе над ролью артист обязательно истолковывает автора. Следует «укрупнить» обстоятельства выбранной ситуации. Мы должны учить студентов подниматься до уровня общественно значимых вопросов, не позволять в этюдах ограничиваться бытовой, будничной ситуацией; житейскими оценками. Все делать «как в первый раз», студенту нужно так овладеть логикой и последовательностью, предложенной автором, чтобы она, как таблица умножения, была бы надежно освоена, «накатана». Тогда, «освободив» сознание от заботы об авторской логике, студент может легко и свободно, по-живому вести себя, играя этюд сегодня и завтра, повторяя его каждый раз в твердом рисунке, но и каждый раз свежо. Это возможно, если логика автора стала логикой исполнителя, т. е. «чужое стало своим».
|