Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этюд и этапы работы над ним






Этюд — отрезок живых отношений.

Этюд — средство вспомнить жизнь, но воображение использует такие впечатления жизни, которые существенны, которые вызывают волнение — «над вымыслом слезами обольюсь». Повод высказывания — основное в творчестве. В этюде, как и в упражнении, мы должны двигаться к цели. Движение — основной закон жизни. Без цели нет процесса. Процесс достижения цели и есть движение.

Этюд — это от­резок жизни, проживаемый мною здесь, сейчас, сиюминутно в вообра­жаемой среде и обстоятельствах. Этюд готовится дома: обдумывается среда (где будет происходить этюд), что в нем произойдет (с чего начнет­ся, чем окончится событие). Дома пробуются элементы этюда — работа с (воображаемыми – для конкретного задания) предметами, по­следовательность — что за чем идет в этом маленьком отрезке жизни. От­рабатывать — разучивать, фиксиро­вать средства мы не рекомендуем. Проходить надо только последовательность — этапы пути к цели.

Всякая преднамеренность в этюде делает поведение неправдивым. Одна из трудностей актерской профессии в том, что зная все наперед, актер действует как бы не ведая, что его ожидает. Все происходит сейчас, здесь, в данный момент, как бы впервые, сиюминутно. Сиюминутное поведе­ние — первый признак подлинности процесса.

В работе над этюдом необходимо производить отбор дей­ствий, логики, которые вели бы к цели?

1. Ситуацию этюда надо в репети­ции пробовать неоднократно, чтобы выявить логику поведения, цель и путь (как) движения к этой цели в выбранных предлагаемых обстоятельствах. Ставить этюд нельзя, а репетировать необходимо.

2. Главным на площадке является объект — партнер. В нем источник, начало и венец правды. С ним и только с ним должна быть подлин­ная, безупречная связь. Мое поведение целиком зависит от партнера. Если он меня, допустим, не понима­ет, я должен усиливать энергию, аргументацию, менять пристройки — искать живой контакт, разгадывать истинную причину, мотивы того или иного поступка, факта.

3. В объект размышлений надо брать то, что составляет часть вашей душевной жизни. К этюду в первую очередь предъявляется вопрос: про что (тема) и для чего? что хотели сказать? (идея). Пусть мы этого не пережили, но видели, наблюдали. Этюды — следы нашей человеческой биографии.

Работа на площадке. Студентами должна быть проведена огромная работа. Необходимо научиться под­линно слышать, видеть, обонять, осязать в условной среде сцениче­ской площадки. В этих условиях надо создавать небольшие отрезки жизни (этюды) и учиться подлинно суще­ствовать в них. Чувствовать и разу­мом постигать те идейно-нравствен­ные посылки, на которых строится обучение. Освоение основ мастер­ства начинается с тренинга внутрен­ней и внешней психотехники, то есть артистической природы чувств и средств ее звучания. Этот процесс неразрывен с нравственным воспита­нием. Непрерывность и сиюминутность подлинного процесса действия в мире воображения, которое питает­ся впечатлениями жизни, — вот то, чем должен овладеть студент, подой­дя к концу первого семестра.

Вопросы к исполнителю: что же произошло? какое событие? что делает каждый в этом событии, ка­кова его цель? Перескажите историю — отрезок жизни шаг за шагом. Вновь уточняются обстоятельства, предыстория, обогащается внутрен­ний текст, видения и вновь — на площадку...

Этюд необходимо называть и в на­звании определять суть происшедше­го, т. е. событие. Это сделать непро­сто — этому придется учиться все годы. Вход в этюд должен быть отку­да-то. В этюд мы приходим из жизни и уходим в жизнь. Правда в этюде начинается с веры в среду — где это происходит? Поэтому необходимо знание «географии» места действия — где дом, где лес, где озеро? И т. д. В этюде времени необходимо тра­тить ровно столько, сколько требует правда данного факта. И энергии за­трачивать ровно столько, сколько требует данное дело. Время и энер­гия, затраченные в этюде, критерии правды. Лишнее время и лишняя энергия — ложь.

Снова напоминаем: название этюдов долж­но характеризовать суть случившего­ся.

Название в этюде должно опреде­лять суть случившегося. Названия: «Ох.уж этот конкурс!» или «Так на­чинался день», или «Позагорал» — не определяют содержание отрезка жизни, а значит, и не провоцируют борьбу, партнеров. Такие названия скорее подсказывают моральную оценку факта, а потому сразу толка­ют на определенный результат в по­ведении. А вот названия этюдов— «Искуситель», «Пропажа», «Скорая помощь» — верные.

Студент должен на­учиться через название верно опре­делять самый существенный факт в сюжете этюда, значит, определять и его содержание, действенную суть. Верное название обнаруживает не только понимание существа происхо­дящего, но ведет сознание и энергию ученика, а значит поступки и дей­ствия его в нужном направлении. Умение верно определить название этюда приходит не сразу. Учащиеся часто за основной факт принимают предлагаемое обстоятельство, физи­ческое самочувствие, а то просто место действия и т. д., но только не событие, которое мы рекомендуем называть отглагольным существи­тельным, скажем, «находка». В этом названии есть событие без каче­ственного оттенка и точная подсказ­ка действий участников события. Чаще учащиеся дают названия, ко­торые провоцируют результат, а не борьбу. Сравним название «Находка» с на­званием «Жертва», и станет ясно, что определение действенной сути в названии «Жертва» заслоняется ре­зультативным качеством. Чем сложней этюдное упражнение, тем трудней дать ему верное назва­ние. Например. Этюд в первой серии упражнений на «знакомое дело» «Энтузиаст» был назван сначала «На складе» — по месту действия, между тем ведущим фактом здесь является желание вы­полнить срочную работу, поэтому более верное название этого этюда «Энтузиаст». Или в серии этюдов «первый раз в жизни» — этюд «Крещение» был на­зван «На репетиции». Такое назва­ние определено одним из предлагае­мых обстоятельств, а не девственным фактом, где в основе лежит пошлый случай, жертвой которого стал начи­нающий артист. Он получил своеоб­разное «крещение» театральным дурнотонием, которое и сегодня еще отравляет рабочую атмосферу теат­ра. Этюд «Урок» в серии наблюдений (раздел «Воспитатели») долгое время не мог получить верного на­звания. То он назывался выспренно и литературно — «Смерть стрекозы», «Воспитание чувств», «Аутодафе», то равнодушно, по второстепенному обстоятельству: «На прогулке», «На­казание». Все это не отражало глав­ного — жестокости, к которой не­вольно приучал взрослый человек детей, хотя цель его была добрая — ему хотелось позабавить ребят.

В этюде на «музыкальный момент» музыкальный момент должен быть действительно музыкальным, он яв­ляется главным в этюде, а не пово­дом и не фоном. Музыкальный мо­мент должен быть включен в собы­тие. Например, показанный этюд «В лодке с транзистором» (название, кстати, не событийное) мог бы состо­яться, если бы транзистор оказал ка­кое-то влияние на поведение испол­нителя в предлагаемых обстоятель­ствах, а он просто аккомпанирует ра­боте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.