Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный комплекс 3 страница






Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

Лекция №6.

Тема: Социологическая характеристика личности

План:

1.Индивид, личность, человек 2.Личность как объект и субъект общественных отношений 3.Социологический аспект исследования личности 4.Теория «зеркального Я» Ч. Кули и Д. Мида 5.Психодинамическая теория личности З. Фрейда 6.Индивидуальная теория личности А. Адлера 7.Структура личности 8.Теория социальных ролей (Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон, Р. Дарендорф) 9.Универсумная концепция личности 10.Свобода личности 11.Проблемы взаимодействия общества и личности 12.Структура личности 13.Личность и деятельность 14.Структура духовного мира личности 15.Ценностные ориентации и проблема активности личности 16.Социальные проблемы развития личности 17.Проблемы свободы и равенства личности 18.Потребности и мотивы личности 19.Социальные качества, интересы и поведение личности 20.Социологические методы исследования личности 21.Понятие социализации личности 22.Основные виды и типы личности 23.Социализация как процесс интеграции индивида в социальную систему 24.Содержание процесса социализации, его главные механизмы 25.Первичная и вторичная социализация личности 26.Ресоциализация 27.Роль формальных и неформальных институтов в социализации личности 28.Объективные и субъективные факторы социализации личности

Социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах соци­ально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и соци­альных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов; 2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в об­щественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и он­тогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) био­логические, генетически заданные предпосылки, 2) нали­чие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодей­ствующий с социальной средой, еще не человек в собствен­ном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних Качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

— с точки зрения ее структуры;

— с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и про­является его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные ос­новы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции существующих в обще­стве типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конеч­но же, личность, с точки зрения социологии, обозначает еди­ничного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодей­ствию с другими людьми и тем самым способствующего ста­билизации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах соци­ально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и соци­альных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов; 2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ори­ентирован на включение в определенную социальную груп­пу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепен­но у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд ста­дий развития личности. Каждая стадия характеризуется за­дачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, уха­живает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка фор­мируется базовое доверие к миру. Базовое доверие про­является в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резко­му замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием ав­тономии и независимости, ребенок начинает ходить, обуча­ется контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как фор­мирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но, если родители сильно подавля­ют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрица­тельно сказывается на развитии ребенка, способствует за­креплению пассивности, неуверенности, чувству вины; в младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель­ности, передает технологический эгос культуры. Если ре­бенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я ста­дия) формируется центральная форма эгоидентичности, Бурный физиологический рост, половое созревание, озабо­ченность тем, как он выглядит перед другими, необ­ходимость найти свое профессиональное призвание, спо­собности, умения— вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подро­стку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство бли­зости, единства, сотрудничества, интимности с опреде­ленными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закреп­ляется изоляция, одиночество. 7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им ну­жен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о де­тях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я ста­дия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в ду­ховных раздумьях о прожитых годах. Человек должен по­нять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):

A) разделение труда

B) мораль

C) религия

D) социальные нормы

E) общие взгляды

14. Аномия - это (Э. Дюркгейм):

A) отклонение от нормы

B) болезнь

C) недостаток крови

D) дисгармония

E) хаос

15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм):

A) объединения людей

B) бегства от реальности

C) обмана

D) подавления людей

E) спасения людей

17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер):

A) мотива поведения

B) кто виноват

C) что делать.

D) установки человека

E) причин преступления

18. Идеальный тип - это (М.Вебер):

A) модель социальной реальности

B) хороший человек

C) образец поведения

D) философское понятие

E) нереальная мечта

20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер):

A) организации

B) социализации

C) урбанизации

D) глобализации

E) модернизации

Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г.

2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г.

3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г.

4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г.

5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г.

6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г.

7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.

Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

Лекция №7.

Тема: Девиация и социальный контроль

План:

1.Проблемы определения девиантного поведения личности 2.Природа и исторические типы отклоняющегося поведения личности 3.Биологическое, психологическое, социологическое объяснение девиации 4.Микро и макросреда, их влияние на девиантное поведение людей 5.Социальный контроль и делинквентное поведение личности 6.Дезадаптивное поведение 7.Социальный контроль как условие окружающих, направленное на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление 8.Методы социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация 9.Формальные и неформальные методы контроля 10.Органы формального контроля личности 11.Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе

Социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах соци­ально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и соци­альных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов; 2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в об­щественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и он­тогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) био­логические, генетически заданные предпосылки, 2) нали­чие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодей­ствующий с социальной средой, еще не человек в собствен­ном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних Качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

— с точки зрения ее структуры;

— с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и про­является его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные ос­новы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции существующих в обще­стве типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конеч­но же, личность, с точки зрения социологии, обозначает еди­ничного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодей­ствию с другими людьми и тем самым способствующего ста­билизации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах соци­ально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и соци­альных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов; 2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ори­ентирован на включение в определенную социальную груп­пу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепен­но у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд ста­дий развития личности. Каждая стадия характеризуется за­дачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, уха­живает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка фор­мируется базовое доверие к миру. Базовое доверие про­является в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резко­му замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием ав­тономии и независимости, ребенок начинает ходить, обуча­ется контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как фор­мирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но, если родители сильно подавля­ют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрица­тельно сказывается на развитии ребенка, способствует за­креплению пассивности, неуверенности, чувству вины; в младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель­ности, передает технологический эгос культуры. Если ре­бенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я ста­дия) формируется центральная форма эгоидентичности, Бурный физиологический рост, половое созревание, озабо­ченность тем, как он выглядит перед другими, необ­ходимость найти свое профессиональное призвание, спо­собности, умения— вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подро­стку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство бли­зости, единства, сотрудничества, интимности с опреде­ленными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закреп­ляется изоляция, одиночество. 7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им ну­жен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о де­тях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я ста­дия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в ду­ховных раздумьях о прожитых годах. Человек должен по­нять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):

A) разделение труда

B) мораль

C) религия

D) социальные нормы

E) общие взгляды

14. Аномия - это (Э. Дюркгейм):

A) отклонение от нормы

B) болезнь

C) недостаток крови

D) дисгармония

E) хаос

15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм):

A) объединения людей

B) бегства от реальности

C) обмана

D) подавления людей

E) спасения людей

17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер):

A) мотива поведения

B) кто виноват

C) что делать.

D) установки человека

E) причин преступления

18. Идеальный тип - это (М.Вебер):

A) модель социальной реальности

B) хороший человек

C) образец поведения

D) философское понятие

E) нереальная мечта

20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер):

A) организации

B) социализации

C) урбанизации

D) глобализации

E) модернизации

Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г.

2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г.

3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г.

4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г.

5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г.

6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г.

7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.

Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

Лекция №8.

Тема: Социология образования

План:

1.Требования, предъявляемые изменениями в жизни (НТР и переход к рынку) к человеку и системе образования, приобретение каждым человеком восприимчивости к инновациям 2.Различные концепции образования: образование как средство социального контроля, образование как фильтрующее устройство, образование как капиталовложение в будущее 3.Образование как борьба за статус 4.Этапы процесса образования: дошкольный, начальная школа, среднее, высшее 5.Массовое и элитарное образование 6.Государственные и частные учебные заведения 7.Централизованное и децентрализованное образование 8.Техническое и гуманитарное образование 9.Образование и успех 10.Образование и карьера 11.Образование и заработок

Социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах соци­ально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и соци­альных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов; 2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.