Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекционный комплекс 2 страница
A) разделение труда B) мораль C) религия D) социальные нормы E) общие взгляды 14. Аномия - это (Э. Дюркгейм): A) отклонение от нормы B) болезнь C) недостаток крови D) дисгармония E) хаос 15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм): A) объединения людей B) бегства от реальности C) обмана D) подавления людей E) спасения людей 17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер): A) мотива поведения B) кто виноват C) что делать. D) установки человека E) причин преступления 18. Идеальный тип - это (М.Вебер): A) модель социальной реальности B) хороший человек C) образец поведения D) философское понятие E) нереальная мечта 20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер): A) организации B) социализации C) урбанизации D) глобализации E) модернизации Список рекомендуемой литературы Основная 1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г. 2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г. 3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г. 4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г. 5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г. 6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г. 7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г. Дополнительная 8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г. 9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г. 10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г. 11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г. 12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г. 13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г. 14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г. 15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г. 16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г. 17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г. 18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г. 19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г. 20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г. 21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г. 22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г. 23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г. 24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г. 25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г. 26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.
Лекция №4. Тема: Социальные институты и социальные процессы План: 1.Социальные институты как важный элемент социальной жизни 2.Признаки и функции социального института 3.Социальный институт как устойчивая форма совместной деятельности людей 4.Функционалистский подход в анализе социальных институтов 5.Современные западные теории о социальных институтах 6.Типология социальных институтов 7.Формальная и неформальная структура социальных институтов 8.Экономические, политические, образовательные, духовные институты 9.Влияние социальных институтов на модернизацию казахстанского общества 10.Социальные институты – индикаторы гражданского общества 11.Понятие «социальный процесс» 12.Различные подходы к пониманию социальных процессов 13.Разнообразие социальных процессов 14.Измерение социальных процессов 15.Результаты и социальные последствия социальных процессов 16.Социальные процессы в жизнедеятельности общества: политические, экономические, культурные, этнические и другие процессы 17.Уровни и диапазон социальных процессов 18.Рынок и особенности формы проявления социальных процессов 19.Особенности социальных процессов в Республике Казахстан Социальная деятельность — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие социальных действий можно свести к 4 основным группам: 1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию; 3) действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности; 4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему Социальный институт — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством который организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность социального института определяется, во-первых, набором специфических социальны норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структура общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института и осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. В связи с этим, социальные институты могут быть охарастеризованы с точки зрения как внешней, формальной (материальной) их структуры, так и внутренней, т. е. с позиции содержательного анализа их деятельности. Социальные свойства социальной организации следующие: организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и т. д.; организация складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С такой позиции организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности — конфликтности и т. д. Контрольный тест: 1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта) A) социальная физика B) социальная математика C) социальная химия D) социальная биология E) социальная астрономия 2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта) A) метафизическая B) поздняя C) средняя D) ранняя E) физическая 3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта) A) социология B) физика, C) химия, D) астрономия, E) биология 4. Принцип социологии (Согласно О.Конта) A) позитивизм B) абстракционизм C) историзм D) логицизм E) утилитаризм 5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта) A) социальная динамика B) контент-анализ C) фокус группа D) опрос E) идеальный тип 7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера): A) эволюции B) революции C) синергетики D) конструкции Е) деконструкции 8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера): A) естественного отбора B) гравитации C) прилива и отлива D) инерции E) наследственности 11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм): A) факты B) явления C) противоречия D) конфликты E) проблемы 13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм): A) разделение труда B) мораль C) религия D) социальные нормы E) общие взгляды 14. Аномия - это (Э. Дюркгейм): A) отклонение от нормы B) болезнь C) недостаток крови D) дисгармония E) хаос 15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм): A) объединения людей B) бегства от реальности C) обмана D) подавления людей E) спасения людей 17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер): A) мотива поведения B) кто виноват C) что делать. D) установки человека E) причин преступления 18. Идеальный тип - это (М.Вебер): A) модель социальной реальности B) хороший человек C) образец поведения D) философское понятие E) нереальная мечта 20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер): A) организации B) социализации C) урбанизации D) глобализации E) модернизации Список рекомендуемой литературы Основная 1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г. 2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г. 3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г. 4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г. 5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г. 6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г. 7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г. Дополнительная 8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г. 9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г. 10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г. 11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г. 12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г. 13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г. 14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г. 15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г. 16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г. 17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г. 18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г. 19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г. 20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г. 21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г. 22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г. 23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г. 24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г. 25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г. 26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г. Контрольный тест: 1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта) A) социальная физика B) социальная математика C) социальная химия D) социальная биология E) социальная астрономия 2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта) A) метафизическая B) поздняя C) средняя D) ранняя E) физическая 3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта) A) социология B) физика, C) химия, D) астрономия, E) биология 4. Принцип социологии (Согласно О.Конта) A) позитивизм B) абстракционизм C) историзм D) логицизм E) утилитаризм 5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта) A) социальная динамика B) контент-анализ C) фокус группа D) опрос E) идеальный тип 7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера): A) эволюции B) революции C) синергетики D) конструкции Е) деконструкции 8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера): A) естественного отбора B) гравитации C) прилива и отлива D) инерции E) наследственности 11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм): A) факты B) явления C) противоречия D) конфликты E) проблемы 13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм): A) разделение труда B) мораль C) религия D) социальные нормы E) общие взгляды 14. Аномия - это (Э. Дюркгейм): A) отклонение от нормы B) болезнь C) недостаток крови D) дисгармония E) хаос 15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм): A) объединения людей B) бегства от реальности C) обмана D) подавления людей E) спасения людей 17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер): A) мотива поведения B) кто виноват C) что делать. D) установки человека E) причин преступления 18. Идеальный тип - это (М.Вебер): A) модель социальной реальности B) хороший человек C) образец поведения D) философское понятие E) нереальная мечта 20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер): A) организации B) социализации C) урбанизации D) глобализации E) модернизации Список рекомендуемой литературы Основная 1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г. 2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г. 3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г. 4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г. 5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г. 6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г. 7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г. Дополнительная 8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г. 9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г. 10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г. 11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г. 12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г. 13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г. 14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г. 15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г. 16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г. 17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г. 18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г. 19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г. 20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г. 21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г. 22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г. 23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г. 24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г. 25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г. 26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.
Лекция №5. Тема: Социальная структура и социальная стратификация План: 1.Понятие социальной структуры общества 2.Социальная структура как элемент общества 3.Социальные группы и процесс их формирования 4.Методологические проблемы исследования социальной структуры общества 5.Теория социальной структуры и социальной мобильности П. Сорокина 6.Теория социальной структуры М. Вебера 7.Типология социальных групп в условиях трансформации казахстанского общества 8.Социальная структура и социальная стратификация: их сходство и различия 9.Понятие социальной стратификации общества 10.Типология теории социальной стратификации 11.Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов (Т. Парсонс, Э. Гидденс, С. Липсет, Р. Ротмен и другие) 12.Стратификационная структура современных развитых стран 13.Теория среднего класса 14.Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации 15.Поселенческая структура 16.Этническая структура населения как элемент социальной структуры 17.Новые классы и страты в современном Казахстане 18.Структура, социально-экономические и политические компоненты высшего класса 19.Роль и значение среднего класса в модернизации общества 20.Становление среднего класса в Казахстане 21.Социальный портрет предпринимателя 22.Социологический портрет бедности 23.Преступные группы в социальной структуре общества 24.Перспективы развития социальной структуры Казахстана в современных условиях Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902—1979). Он стремился обосновать центральную идею своего учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы. Поэтому первой фазой анализа является выяснение, что это за проблемы. Парсонс выделяет четыре такие функциональных предпосылки, которые касаются любой системы, будь то семья, предприятие или национальное государство: Система должна уметь приспособиться к внешней! среде. Это адаптивная функция (адаптация). Система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации. Это целенаправленная функция (достижение цели). Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью. Это интегративная функция (интеграция). Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы «интериоризации» норм системы. Это функция сохранения порядка (сохранение существующего порядка, или латентность). В наиболее краткой и четкой форме основные предположения этой теории изложены в работе Герберта Блюмера «Символический интеракционизм: перспективы и метод»: Человеческая деятельность, по его мнению, осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают. Эти значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами. Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации — процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), окружающих его. Все представленные положения являются следствием обобщения основных черт, которыми человеческое бытие отличается от существования животных. Сравнивая две эти сферы, интеракционисты останавливаются на языке как факторе, придающем решающее значение человеческому взаимодействию. Они указывают на символическую природу языка, на его способность порождать одинаковые реакции на языковые конструкции при общении с любым индивидом, способность при обмене символами как бы ставить себя на место другого. В то же время любой языковой символ (слово) являете частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную (контрактную) природу. А. Шюц считал, что, используя метод феноменологической редукции, мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами. «Обозначившая» объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и Признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (значимым объектам), который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем — во взаимодействии между индивидами и является стержнем феноменологической социологии. Если другие теоретические подходы к человеческому действию (деятельности) рассматривают его, прежде всего как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие — это в первую очередь воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания, это внутренний процесс осознания, индивидуального или коллективного. Правда, перенесение деятельности внутрь, в наше сознание, затрудняет построение теории общества, но зато позволяет построить теорию личности и индивидуального поведения. Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Ральф Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Аналогия биологической и социальной систем, Да и идея системы как таковой, превращается в концепцию «императивно координированной системы», являясь развитием веберовских понятий «господствующей» (authority) или «властной» (power) систем, синонимичных для Р. Дарендорфа. Он определяет «императивно координированные ассоциации» как организации, в которых существует «господство» (что присуще для всех организаций вообще), создающее условия для конфликта. Рассматривая власть и господство, он соглашается с Т. Парсонсом относительно их необходимости для общества, но не разделяет его концепции «функционально необходимых условий». Признавая, что функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания. Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой. Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии. В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане. По Сорокину, общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов». Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные. Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция — реакция). Вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций — реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. Контрольный тест: 1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта) A) социальная физика B) социальная математика C) социальная химия D) социальная биология E) социальная астрономия 2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта) A) метафизическая B) поздняя C) средняя D) ранняя E) физическая 3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта) A) социология B) физика, C) химия, D) астрономия, E) биология 4. Принцип социологии (Согласно О.Конта) A) позитивизм B) абстракционизм C) историзм D) логицизм E) утилитаризм 5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта) A) социальная динамика B) контент-анализ C) фокус группа D) опрос E) идеальный тип 7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера): A) эволюции B) революции C) синергетики D) конструкции Е) деконструкции 8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера): A) естественного отбора B) гравитации C) прилива и отлива D) инерции E) наследственности 11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм): A) факты B) явления C) противоречия D) конфликты E) проблемы 13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм): A) разделение труда B) мораль C) религия D) социальные нормы E) общие взгляды 14. Аномия - это (Э. Дюркгейм): A) отклонение от нормы B) болезнь C) недостаток крови D) дисгармония E) хаос 15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм): A) объединения людей B) бегства от реальности C) обмана D) подавления людей E) спасения людей 17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер): A) мотива поведения B) кто виноват C) что делать. D) установки человека E) причин преступления 18. Идеальный тип - это (М.Вебер): A) модель социальной реальности B) хороший человек C) образец поведения D) философское понятие E) нереальная мечта 20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер): A) организации B) социализации C) урбанизации D) глобализации E) модернизации Список рекомендуемой литературы Основная 1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г. 2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г. 3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г. 4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г. 5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г. 6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г. 7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.
|