Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дедуктивные теории.
О них выше уже немало сказано. Исторически первый этап таких теорий — знаменитые “Начала” Евклида. В этих теориях логика и язык, а также операции строго оговариваются и они формализова- ны. Важнейшая проблема для них — это проблема их интерпретации (в фи- зике ее называют проблемой “физического смысла” и приложений). Исход- ные принципы и аксиомы считаются доказанными или достоверными. Заме- тим, что в математике аксиоматика вообще не требует такого обоснования. Весьма острой проблемой в содержательных теориях дедуктивного типа яв- ляется проверка соответствия следствий из оснований самой действительно- сти. Все эти теории подразделяются на три вида: а) в гипотетико-дедуктивных теориях исходные принципы частично эм- пирически обоснованы, частично заимствованы из других теорий, частично являются гипотезами. Принимается определенная логика, язык и система операций над объектами. Фиксируется объект, как продукт идеализаций и обобщения. Примеры: термодинамика, астрофизика и др.; б) в конструктивных теориях внутри аксиоматики могут быть принци- пы, принимаемые без доказательства и обоснования. Объекты теории и ут- верждения вводятся обязательно путем предварительного их конструирова- ния в виде идеализированных объектов, моделей, вводятся специальные язык и операции и т.д. Примеры: электродинамика Максвелла, теория информации и др.; в) аксиоматические теории, как уже ясно, выше обрисованы. Примеры: геометрические теории, теории множеств и групп, логические теории и др. В науке существует резкая критика ряда современных теоретиков и методо- логов против идеала науки аксиоматического типа. Говорят, что аксиоматика — это “смирительная рубашка” и тормоз для развития теорий, и что цель науки — безудержное размножение теорий с целью их последующего отбора путем опровержения (П. Фейерабенд). Известный математик XX века Д. Гильберт, напротив, считал, что внут- ри жесткого каркаса дедуктивных теорий происходит наращивание понятий и утверждений, их переосмысление и т.п., а, значит, их развитие. Как пример он приводит углубление понятий числа и вообще теории множеств в матема- тике. Мы укажем здесь также на развитие дискретной математики в связи с компьютеризацией и т.п. Между тем, в методологии науки показано, что на одном и том же фактуальном поле могут быть построены разные теории, ко- торые потом могут долго конкурировать друг с другом, становиться допол- нительными и т.д. Как пример — геометрические теории (Евклида, Лобачев- ского, Римана и др.), механика Ньютона, механика Гамильтона и механика Герца. Все, хотя и кратко описанные здесь методы не исчерпывают традицион- ную логико-методологическую проблематику. В методологии науки сущест- вует немало новых проблем. К их числу относят развитие общей эволюцион- ной теории в связи с развитием синергетики, проблемы описания сложности и комплексный подход, описание нечетких систем и описания многопара- метрических систем, анализ таких форм знания, как проект, роль компьюте- ров для теории и смысл виртуальных миров, другие проблемы. По этим во- просам существует обширная литература, но нельзя сказать, что все вопросы решены. Наука в своем стремительном развитии ставит перед методологией и всей философией все новые и новые задачи.
|