Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль общества в жизни человека.
Прежде чем говорить о роли и мес- те человека в обществе и роли общества в жизни человека, нужно выяснить, что же такое человек? В философии древнего мира человек мыслился как часть космоса, не- коего единого сверхвременного порядка и строя бытия, как " малый мир", “микрокосм” (Демокрит) — отображение и символ вселенной. Человек со- держит в себе все элементы “стихии космоса". Он состоит из тела и души как двух аспектов единой реальности (аристотелизм), или как две разнородные субстанции — душа и тело (платонизм). В индийской философии, в учении о переселении душ граница между человеком, животным и даже растениями рассматривается подвижной, размытой. В христианском представлении человек как образ и подобие бога раз- двоен на природное и божественное — тело и душу. В эпоху Возрождения проводится мысль об автономности человека, его безграничных творческих возможностях (Пико делла Мирандола). Декарт видит главным в человеке — мышление (“мыслю— значит, существую”). У Канта вопрос о человеке — основной вопрос философии. Человек принадлежит двум различным мирам природной необходимости и нравственной свободе. Он разделяет антрополо- гию и физиологию человека. Марксистская философия в основу трактовки человека кладет его социальную сущность в ее конкретно–историческом проявлении. В современном научном понимании человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и творец культуры. Это единство физиологического и духовно- го. Человек смертен — бессмертны его дела. Из приведенных выше позиций о человеке в том или ином варианте следует, что человек существо мысля- щее. Способность к мышлению принципиально отличает человека от всех живых организмов на Земле. И именно эта способность объективно и субъек- тивно позволяет одному из героев пьесы М. Горького " На дне" — Сатину заявить: Человек — это звучит гордо!. Вместе с тем, человек — это не только существо мыслящее, — это существо общественное. Люди объединились и создали общество для обеспечения производства материальных благ и духовных ценностей, для обеспечения своей безопасно- сти и социальной справедливости. Пусть это часто нарушается, но создано общество именно с этими целями, стремясь к ним люди многие столетия стремятся усовершенствовать общество. Общество, естественно, не может существовать без людей, но и люди не могут существовать без общества. Что же это за феномен — общество? М. Вебер: общество — это взаи- модействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентирован- ных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются специфи- чески человеческие нормы и ценности. Маркс: “Общество — исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совме- стной деятельности. Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в са- мом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совмест- ной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою особую форму движения — социальное движение. Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся. Общественные отношения — это то специфическое, что отличает социальные образования от всех дру- гих систем материального мира. 0днако это не означает, что общество явля- ется только продуктом взаимодействия людей. Оно включает в себя произ- водство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д. Общество — многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно по- стоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно по- этому так сложна социальная философия, объектом изучения которой явля- ются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.
|