Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы научного познания.






Далее мы остановимся на основных фор-

мах, в которых представлено и организовано научное и техническое знания.

Среди них — факт, гипотеза, закон, принцип, теория.

Факты образуют живую ткань любого знания. В науке и технике — они

воздух, которым дышит ученый, исследователь. Но факты еще надо добыть,

описав их на языке теории, передать их смысл и оформить в виде истинных

суждений. Субъект познания обращен к объектам и получает в виде познания

итога знание в форме фактических суждений. Вместе субъект — объект —

знание образуют треугольник, так называемый “золотой треугольник позна-

ния”.

Между тем, широко бытует мнение, что факт и объект — это одно и то

же. Так считают и некоторые философы: Л.Витгенштейн, например, говорил,

что “мир есть совокупность фактов, а не вещей”. Мы здесь будем строго раз-

личать объект и знание о нем у субъекта, в связи с чем мы будем понимать

под фактом некоторое достоверное знание об объекте в форме суждения. При

этом исследователь отображает данное суждение в терминах языка опреде-

ленной теории, так что одно и то же может выглядеть (описываться) в разных

языках по-разному. Например, в обыденном языке (и мышлении) нормой

стало выражение “У меня температура” (человек болен). На языке сторонни-

ка теории теплорода (была такая) надо бы сказать об увеличении количества

теплорода в организме. Сторонник теории, где употребляются понятия энер-

гии, температуры (степени нагретости тела) говорят о повышении темпера-

туры как результата увеличения кинетической энергии молекул в организме.

И тому подобное.

В научном мышлении факт выражен в виде единичного суждения, даже

если речь идет о совокупности многих объектов. Но описание факта в науке

всегда, как говорят методологи, “теоретически нагружено”, то есть связано с

определенной концепцией и теоретическими терминами. Подчеркнем еще

раз: в самой действительности никаких фактов нет, они — в головах людей.

В этой связи находится то, что мы часто предполагаем какие-то свойст-

ва, отношения и т.п. в виде суждений, — гипотетические факты. Вообще на-

до различать “наблюдаемые” и “ненаблюдаемые” факты и понимать относи-

тельность и историчность их различения. Заметим, что термины “наблюдае-

мые” и “ненаблюдаемые факты” неудачны и неточны. Лучше бы сказать:

“факты наблюдаемого” и “ненаблюдаемого”. Пример последних утвержде-

ний, что Земля шар, хотя мы ее как шар непосредственно не видим. Для кос-

монавта же это наблюдаемый факт. Наука широко оперирует и теми и дру-

гими, исходя из мысли о наличии в мире общего и всеобщего, а не только

уникального и неповторимого. Отсюда и возможность конструировать фак-

ты, обобщая единичное до общего и всеобщего.

Факты можно подразделить в целом при сравнении их друг с другом на

однородные (скажем, все случаи притяжения тел к Земле, рождения живых

существ и их смерти, необходимой связи людей друг с другом в обществе и

т.п.); неоднородные (как, например, трения тел, магнетизма, питания живых

существ, парламентские выборы и т.д. в сравнении друг с другом); массовид-

ные (для групп и совокупностей любого рода вроде взаимодействий частиц

материи, молекул газа, демографические процессы и т.д.); фундаментальные

(как переход тепла от более нагретого тела к менее нагретому, другие факты

из физики, химии, биологии, кибернетики и информатики, и др.) и нефунда-

ментальные (например, характер ветвления кроны конкретного дерева, раз-

мещение в данном городе сетей коммуникаций, торговых точек, ваше паде-

ние на улице, поломка конкретной машины и т.п.).

Заметим, что эти классы фактов пересекаются друг с другом и их при-

надлежность к этим классам может быть относительной, зависеть от системы

отсчета и задач описания и т.п. Однородные факты могут быть обобщены,

когда познание схватит более глубокую сущность с помощью тех или иных

методов познания. Так, фундаментальный закон природы — закон сохране-

ния энергии — на деле создан за счет обобщения законов сохранения меха-

нической, тепловой и электрической энергии. При желании примеры можно

продолжить.

Известный физик М.Борн писал: “Все наше познание природы начина-

ется с накопления фактов, многочисленные факты обобщаются в простые за-

коны, а последние в свою очередь обобщаются в более общих законах”.

Гипотеза как форма научного познания и (одновременно) как метод ве-

дет на основе фактов разного рода через формулирование законов и принци-

пов к научной теории. В современной науке гипотезы — это своеобразные

локомотивы науки. Вместе с тем, в истории науки погибших, не ставших за-

конами, принципами и теориями гипотез, — бесчисленное множество. По-

этому говорят, что наука — это кладбище гипотез. Эти гипотезы, которые

вызывались в воображении исследователей теми или иными реальными про-

блемами (и химерическими тоже — такими как создание “вечного” двигате-

ля), сами подталкивали к сбору новых фактов.

В своем развитии гипотеза как предположение проходит ряд стадий: 1)

накопления фактов; 2) выдвижения простейшего предположения, часто на

базе аналогии; 3) накопления новых фактов; 4) формулирования зрелой гипо-

тезы и получения следствий из нее, вплоть до развертывания целой теории;

5) подтверждения гипотезы или ее опровержения. В последнем случае гипо-

теза превращается в закон, принцип (в рамках аксиоматизированной теории)

или даже становится теорией. Все зависит здесь от ранга, уровня общности

гипотезы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.