Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ный метод и подход и др.
Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несу- щественных свойств, отношений и связей в объекте и между ними при одно- временной фиксации отдельных сторон, аспектов этих предметов в соответ- ствии с целями познания и задачами исследования, конструирования и пре- образования. Результатом процесса абстрагирования будут абстракции — понятия естественного языка и понятия науки. Метод абстрагирования включает два момента. Сначала производится отделение существенного от несущественного, наиболее важного в познава- тельной задаче. Здесь производится оценка различных аспектов объекта, дей- ствующих факторов, условий, устанавливается наличие общего, принадлеж- ность к определенным классам явлений, объектов и т.п. Необходимой сторо- ной является установление независимости или пренебрежимо малой зависи- мости от определенных факторов. Затем производится замещение некоторого объекта идеальной или материальной природы, подвергающегося изучению, другим, менее богатым свойствами, имеющим ограниченное число парамет- ров и характеристик. Полученный объект выступает в роли модели первого. Например, в астрономических расчетах планеты замещаются абстракциями вроде “материальной точки”, реальные взаимодействия — силами, и т.п. То же самое мы найдем не только в небесной механике, но во всей механике, во всей науке вообще. Следует заметить, что операция абстрагирования может применяться как к реальным, так и к абстрактным объектам, которые сами уже были ре- зультатом предшествующего абстрагирования. При этом мы как бы удаляем- ся от конкретности и богатства свойств исходного объекта, обедняем его. Но иначе мы не смогли бы охватить широкие классы объектов и их общую сущ- ность, взаимосвязь, форму, строение и т.п. Роль полученной в итоге абст- ракции состоит в том, что она позволяет в познании назвать казавшиеся ранее разными предметы (объекты) одним именем, заменить сложное простым, классифицировать многообразие по общим признакам, то есть выйти в итоге к обобщению, а, значит, к закону. Науке известны: 1) абстракция отождествления, при которой образова- ние понятий происходит путем объединения многих объектов и их аспектов в особый класс; 2) изолирующая абстракция, когда производится выделение какого-либо свойства или отношения, связанного с объектом, обозначение их определенным термином и придание ему статуса самостоятельности (на- пример, твердость, упругость, электропроводность, растворимость, устойчи- вость и т.п.); 3) абстракция конструктивизации, когда, отвлекаясь от неопре- деленности границ в свойствах объектов, как бы огрубляют действительное, реальное, благодаря чему получают возможность сформулировать некоторые законы, понять реальное в первом приближении, при этом в итоге дальней- шего движения мысли исходное упрощение снимается; 4) в специальных науках существуют свои, специальные виды абстракции. Так, в математике и логике — это абстракция актуальной бесконечности и потенциальной осуще- ствимости; в кибернетике — “черного ящика” и др. Они обладают особыми чертами и в то же время сходными свойствами с перечисленными выше ви- дами абстракции. Обратимся к методам анализа и синтеза. Анализ — это мысленное разделение интересующего нас объекта или его аспектов на отдельные части с целью их систематического изучения. В их роли могут выступать отдельные материальные и/или идеальные элементы, свойства, отношения и т. Синтез — мысленное соединение ранее изученных элементов в единое целое. Из приведенных определений уже видно, что это взаимно предпола- гающие и дополняющие друг друга методы. В зависимости от степени иссле- дованости, глубины проникновения в сущность объекта или его аспектов применяются анализ и синтез различного рода или вида: __ прямой, или эмпирический анализ и синтез, которые пригодны на стадии первого, еще поверхностного ознакомления с объектом исследования и его аспектами, особенно при изучении сложного объекта; — возвратный, или элементарно-теоретический анализ и синтез, которые пригодны для постижения моментов, сторон, аспектов сущности, овладения определенными причинно-следственными зависимостями; — структурно-генетический анализ и синтез, которые позволяют выделять в объекте исследования самое главное, центральное, решающее, ведущее к развертыванию объекта в целое; они охватывают генетические связи и опо- средования, их целые цепочки, ведут к полноте охвата частей и их содержа- ния или к целостному видению и описанию объекта. Анализ и синтез тесно связаны друг с другом: анализ подготавливает синтез, синтез завершает анализ. Они связаны и с другими методами. Так, возвратный анализ и синтез связаны с сравнением, наблюдением, измерени- ем, экспериментом, индукцией и дедукцией, другими методами. Такой ана- лиз предполагает абстрагирование от несущественного. Следует иметь в ви- ду, что уровни расчленения и объединения в целое зависят от познаватель- ных задач, а поэтому они могут быть лишь ограниченными не бесконечными, беспредельными. Оба метода — следствие философского положения о том, что целое по своим свойствам суть иное качество, чем его части, что оно больше суммы частей, но оно все же ограничено ими. Индукция и дедукция — следующие два метода — подобно предыдущим парные и взаимодополняющие. Они занимают особое положение в системе научных методов и включают в себя применение чисто формальных логиче- ских правил умозаключения и вывода — дедуктивного и индуктивного. Нач- нем с разъяснения смысла индукции. Под индукцией понимают умозаключение от частного к общему, когда на основе знания о части предметов делается вывод о свойствах всего класса в целом. При этом можно выделить следующие виды индукции: — полная индукция, когда делается вывод о свойствах данного объекта на основе перебора (и анализа) всех объектов данного класса. Это совершенно достоверное знание. Всякая наука стремится к его получению и использует в роли доказательства достоверности ее выводов, их неопровержимости; — неполная индукция, когда общий вывод делается из посылок, не охваты- вающий всех объектов или аспектов данного класса. В ней содержится, та- ким образом, момент гипотезы. Ее доказательность слабее предыдущей, ибо нет правил без исключения; Исторически первой была так называемая перечислительная (или по- пулярная) индукция. Она используется, когда на опыте замечена какая- нибудь регулярность, повторяемость, о чем и формулируют суждение. Если не будет противоречащих примеров, то тогда делается общий вывод в форме умозаключения. Такую индукцию относят к полной. Неполную индукцию иначе называют еще “научной”, так как она дает не только формальный ре- зультат, но и доказательство не случайности найденной регулярности. Такая индукция позволяет “уловить” и причинно-следственные связи (что было ус- тановлено еще Бэконом и обосновано Дж. Миллем в Англии). Пример полной индукции: последовательно ___________проверенные металлы, один, другой, третий и т.д., обладают электропроводностью, из чего следует вывод, что все металлы электропроводны и т.д. Пример неполной индукции: последовательно взятые, каждое четное число делится на два, и хотя их всех бесконечно большое множество, мы все же делаем вывод о кратности всех четных чисел двум, и т.п. Привлекательность и сила индукции очевидны. Отметим, что все опыт- ные науки по преимуществу индуктивные науки. Значение индукции прихо- дится переоценивать в связи с развитием вычислительной математики и ее приложений. Еще Бэкон писал, что если мы хотим проникнуть в природу ве- щей, то всюду обращаемся к индукции. Впоследствии в науке сложилось на- правление всеиндуктивистов (В. Уевелл, Дж. Ст. Милль и др.). Дедуктивным называется умозаключение, в котором вывод о свойствах объекта и о нем самом делается на основании знания общих свойств и харак- теристик (всего множества). Пример: 1) Все металлы проводят электрический ток. 2) Вольфрам — металл. Вывод: вольфрам электропроводен. Роль дедукции в современном научно познании и знании резко возросла. Это связано с тем, что современная наука и инженерная практика сталкива- ется с объектами, недоступными обычному чувственному восприятию (мик- ромир, Вселенная, прошлое человечества, его будущее, очень сложные сис- темы разного рода и др.), поэтому все чаще приходится обращаться к силе мысли, нежели к силе наблюдения и эксперимента. Особое значение дедук- ция имеет для формализации и аксиоматизации знания, построения гипотез и др. (в математике, теоретической физике, теории управления и принятия ре- шений, экономике, информатике, экологии и др.). Классическая математика — типично дедуктивная наука. Дедукция отличается от других методов тем, что при истинности исходного знания она дает истинное же выводное зна- ние. Однако нельзя и переоценивать силу дедукции. Прежде чем ее приме- нять, надо получить истинное исходное знание, общие посылки, а поэтому особое значение остается за методами получение такого знания, о которых говорилось выше. Идеализация. Для целей научного познания, конструирования, проекти- рования и преобразования широко используются так называемые “идеальные объекты”. Они не существуют в действительности, принципиально не реали- зуются на практике, но без них невозможно теоретическое знание и его при- ложения. К их числу относятся точка, линия, число, абсолютно твердое тело, точечный электрический заряд, заряд вообще, идеальный газ, абсолютно черное тело и многие другие. Науку без них нельзя представить. Мысленное конструирование таких объектов называется идеализацией. Чтобы идеализация протекала успешно, необходима абстрагирующая деятельность субъекта, а также другие мыслительные операции: индукция, синтез и др. При этом мы ставим себе следующие задачи: мысленно лишаем реальные объекты некоторых свойств; наделяем (мысленно) эти объекты оп- ределенными нереальными предельными свойствами; именуем полученный объект. Чтобы выполнить эти задачи прибегают к многоступенчатому абст- рагированию. Например, отвлекаясь от толщины реального предмета, полу- чают плоскость; лишая плоскость одного измерения, получают линию; лишая линию единственного ее измерения, получают точку и т.п. А как перейти к предельному свойству? Расположим, к примеру, известные нам тела в ряд в соответствии с увеличением их твердости. Тогда, в пределе, мы получим аб- солютно твердое тело. Примеры легко можно продолжить. Такие идеальные объекты, как несжимаемость, сконструированы теоретически, когда свойство сжимаемости принимается равным нулю. Абсолютно черное тело мы полу- чим, если припишем ему полное поглощение поступающей энергии. Заметим, что абстрагирование от любого из свойств есть обязательно приписывание ему противоположного свойства, причем прежнее отбрасыва- ется, иначе мы не получим идеального объекта. Большое значение имеет вопрос о правомерности тех или иных идеали- заций. Оправдать идеализацию путем непосредственного созерцания реаль- ного объекта трудно, не всегда помогают и измерения. Правомерность идеа- лизации доказывается применимостью на практике той теории, которая соз- дана на базе одной или нескольких идеализаций, включая заимствованные и ранее созданные. Любая идеализация верна лишь в определенных пределах. Так, представление об идеальной жидкости (без вязкости и несжимаемости), пригодное в гидростатике, непригодно при анализе движения твердых тел в ней, так как здесь при решении задач существенны вязкость и турбулент- ность. Метод аналогий. В науке, особенно в астрономии вместе с космологией, в физике, в бионике и др., многие построения возникли на основе аналогий, которые прокладывают потом дорогу как моделированию, так и различным научным гипотезам. Это такой метод познания, когда из сходства некоторых признаков, аспектов у двух или более объектов делают вывод о сходстве дру- гих признаков и свойств этих объектов. Построим аналогию. Известно, что Солнце — рядовая звезда нашей Га- лактики, в которой порядка 100 миллиардов таких звезд. У этих светил много общего: огромные массы (до 100 масс Солнца), высокая температура, опре- деленная светимость, спектр излучения и т.д. У них есть спутники — плане- ты. По аналогии с нашей солнечной системой ученые делают вывод, что кроме нашей, в Галактике есть еще обитаемые миры, что мы не одиноки во Вселенной. Примеры подобных рассуждений можно продолжить. Но не в них дело. Важно, что метод аналогий прокладывает дорогу к моделированию как более сложному методу, о котором мы еще будем говорить. Заметим вместе с тем, что аналогия не дает абсолютной достоверности вывода: в ней всегда есть элемент догадки, предположения. И только опыт и практика могут вынести окончательный приговор той или иной аналогии. Перейдем к формализации. Сам этот термин неоднозначен и применяет- ся в разных значениях. Первое — как метод решения специальных проблем в математике и логике. Например, доказательство непротиворечивости мате- матических теорий, независимости аксиом и др. Вопросы такого рода реша- ются путем использования специальной символики, что позволяет опериро- вать не с утверждениями теории в их содержательном виде, а с набором сим- волов, формул разного рода и др. Второе — в широком смысле — под фор- мализацией понимается метод изучения разнообразных проблем путем ото- бражения их содержания, структуры, отношений и функций при помощи различных искусственных языков: математики, формальной логики и других наук. В чем состоит роль формализации в науке? Прежде всего, формализация обеспечивает полноту обозрения определенных проблем, обобщенность под- хода к ним. Далее, благодаря символике, с чем формализация неизбежно свя- зана, исключается многозначность (полисемия) и размытость терминов обычного языка. В результате чего рассуждения становятся четкими и стро- гими, а выводы доказательными. И, наконец, формализация обеспечивает упрощение изучаемых объектов, заменяет их исследование изучением моде- лей: возникает как бы моделирование на основе символики и формализмов. Это помогает успешнее решать различные познавательные, проектировоч- ные, конструкторские и др. задачи. Из сказанного уже видно, что формализация связана с моделированием, она связана также с абстрагированием, идеализацией и другими методами. По отношению к моделированию она носит вспомогательный характер. Аб- страгирование и идеализация, наоборот, — предпосылки для формализации. Моделирование. Во втором разделе главы уже говорилось о моделях разного рода, в том числе натурных. Между тем, моделирование, как мощ- ный и эффективный метод применяется и на теоретическом уровне. Здесь он, будучи комплексным, опирается на предыдущие методы. Различают аналоговое моделирование, когда оригинал и модель описы- ваются одинаковыми математическими уравнениями, формулами, схемами и т.п. Таким путем может быть представлена как гипотеза, так и закон, которые выступают предварительно качественно в виде простых отношений. В науке и технике часто поступают именно так. Сложнее — знаковое моделирование. Здесь в роли моделей, — заместителей реальных объектов, — служат числа, схемы, символы и др. Собственно, и технический проект в значительной сво- ей части выражается именно таким способом. Но этот вид моделирования получает дальнейшее свое развитие благодаря математике и логике в виде логико-математического моделирования. Здесь операции, действия с вещами, процессами, явлениями, свойствами и отношениями замещены знаковыми конструкциями, структурой их отношений, выражением на этой основе ди- намики объектов, их функций и др. Еще одним шагом вперед стало развитие модельного представления информации на компьютерах (компьютерное мо- делирование). Построенные здесь модели опираются на дискретное пред- ставление информации об объектах. Открывается возможность моделировать в режиме реального времени, строить виртуальную реальность. Для успеха моделирования необходимо наличие и таких форм знания как язык (термины) науки, гипотеза, закон, теория. Но прежде рассмотрим аксиоматический метод. Это — метод органи- зации наличного знания в дедуктивную систему. Он широко применяется в математике и математизированных дисциплинах. При применении этого ме- тода ряд идей, ранее доказанных или очевидных, простых вводится в основы теории в виде исходных положений (в рамках данной теории они не доказы- ваются). В математике их называют аксиомами, в теоретической физике и химии — “началами” или принципами. Все остальное знание — все теоремы, все законы и следствия — выводятся из них по определенным логическим правилам (по дедукции). Утверждение аксиоматического метода в науке связывают с появлением знаменитых “Начал” Евклида. Но элементы аксиоматики встречались и раньше. С развитием науки этот метод проникает в разные науки из матема- тики и логики, где он главенствует. Примерами таких наук и теорий будут также аналитическая механика (у Лагранжа, Гамильтона, Герца и др.), теория электромагнитного поля Максвелла, теория относительности и др. Основные требования к данному методу таковы: непротиворечивость аксиом, то есть в системе аксиом или начал не должны одновременно при- сутствовать некоторое утверждение и его отрицание; полнота, то есть аксиом без следствий не должно быть и их количество должно дать нам все следст- вия или их отрицания; независимость, когда любая аксиома не должна быть выводима из других. К данной системе добавить больше нечего. Достоинства аксиоматического метода состоят в следующем. Аксиома- тизация требует точного определения используемых понятий и строгости рассуждений. Она упорядочивает знание, исключает из него ненужные эле- менты, устраняет двусмысленность и противоречия, позволяет по-новому взглянуть на прежде достигнутое знание в рамках определенной теоретиче- ской системы. Правда, применение этого метода ограничено. В нематемати- зированных науках такой метод играет лишь вспомогательную роль. Но и в рамках математики он тоже имеет определенные границы. В выяснении этого вопроса выдающуюся роль сыграла доказанная К.Гёделем теорема о принци- пиальной неполноте развитых формальных систем знания. Суть ее в том, что в рамках данной системы можно сформулировать такие утверждения, кото- рые нельзя ни доказать, ни опровергнуть без выхода данной аксиоматизиро- ванной системы (в метатеорию). Для всей математики такую роль играет арифметика. Результат Гёделя привел к краху иллюзии математиков о все- общей аксиоматизации математики. Системный метод и системный подход появились в арсенале человече- ского знания и деятельности в XX веке благодаря в первую очередь Л. фон Берталанфи, австрийскому биологу-теоретику (с 1949 г. жил и работал в США и Канаде), оформилась в “Общую теорию систем” (ОТС). Развитие этой теории бурно протекало, начиная с 50-х гг. XX века. Однако в зрелом виде, еще в самом начале нашего века, эти идеи (как и идеи кибернетики) из- ложил в своей всеобщей организационной науке “тектологии” русский уче- ный А.А. Богданов (Малиновский). Сейчас происходит буквально второе от- крытие работ Богданова. Ранее идеи системности развивались не как универ- сальные, а как частные идеи, относящиеся к организации знания, к математи- ческим объектам (в теориях множеств, групп), объектам механики. Большую роль в XX веке сыграли работы французских структуралистов — биологов, этнографов и лингвистов. Все же главный стержень системных идей создали работы биологов и философская концепция органицизма, ведущая традицию из глубокой древности.
|