Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы.






Вспомним теперь, что было сказано вначале: закон — это

нечто подобное математической теореме. Если же закон помещен не в конец,

а в начало цепочки познания (вместе с другими), то, формально, его роль та-

кова же, как аксиомы в математике. То же самое можно проделать и с гипо-

тезами. Мы сможем из них развернуть цепочку следствий. В итоге перед на-

ми будет уже в аксиоматической теории то, что в естествознании и в техни-

ческих теориях называют “принципом” или “началом”. Формально говоря,

принцип — утверждение, однопорядковое с законом, но помещенное в нача-

ло цепочки умозаключений и выводов, а закон — следствие, но не одного

принципа, а их группы, входящих в основания, в аксиоматику теории. Сово-

купность фундаментальных понятий, определений и принципов образует ак-

сиоматику теории. Но в ряду начальных утверждений теории могут быть и

фундаментальные факты, такие, как постоянство скорости света в теории от-

носительности, или дискретности взаимодействий и “действия” (квантова-

ния) в квантовой теории и т.п. Это факты — принципы. Научные принципы

имеют три уровня общности: 1) всеобщие (философские); 2) общенаучные;

3) частнонаучные. Первые в каждой науке выступают в форме, отражающей

язык той или иной теории, а потому их часто не узнают сами философы.

Принципы совместно с научной картиной мира, специальной исследова-

тельской программой и парадигмой (то есть особым углом зрения на пробле-

мы некоторой предметной области), фундаментальными понятиями, гипоте-

зами и законами подводят нас к возможности развернуть научную теорию.

Научная теория. Под научной теорией как раз и понимают систему ут-

верждений об объектах, связанных отношениями выводимости и зависимо-

сти. Научная теория — это не только форма знания и познания. В широком

смысле это так, но это и главная единица теоретического знания, с которой

сталкивается всякий, кто учится, исследует, конструирует, проектирует и

действует. Говорят, что не ничего практичнее, чем хорошая научная теория.

Подчеркнем, что теория имеет сложную структуру. В ее состав входит

“ядро” или основания теории, то есть система принципов и основных поня-

тий теории. В формальных теориях в него включают правила операций над

величинами и язык (термины и символы теории). Последний тип теорий —

это высший, предельный тип. Он характерен для математики и математиче-

ской логики — в основном дедуктивных по способу вывода теорем (в содер-

жательных теориях вроде физики — законов) и следствий, а также приложе-

ний в практику. Вместе с тем никому еще не удалось выстроить теорию на

одном-единственном принципе: как правило, их всегда несколько.

Мы уже говорили о том, в каких отношениях должны находиться аксио-

мы или принципы теории. В целом, в основаниях не бывает противоречащих

друг другу принципов и лишних принципов, хотя могут быть и не все необ-

ходимые принципы. Это определяется вмешательством заданного многомер-

ного пространства и его топологии. Что такое возможно, было доказано Б.

ван Фраассеном. Заметим, что в основаниях теорий аксиоматического типа

содержится также и все возможное количество следствий (то есть, принципы

— это “свертка” всех возможных утверждений теории, их консерв). Подоб-

ный концентрат информационно хорошо обозрим, он эвристичен, лишь бы

мы сами владели техникой вывода и логикой. Заманчиво было бы уложить

хотя бы крупные блоки информации о мире и о нас в подобные “свертки”!

Вообще, в фактуальных теориях, а это все науки, кроме логики и мате-

матики, сами прототипы теории суть реальные объекты (как в лингвистике и

др.). Материальные прототипы между тем противоречивы, а информация о

них чаще всего бывает неполной. Отсюда громадные трудности аксиомати-

зации содержательного знания и познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.