Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическая организация общества.
Политика есть концентриро- ванное выражение экономики, иными словами — это сфера деятельности, связанная с отношениями между государствами, классами, нациями и други- ми социальными группами. Ядром такой деятельности, как показывает исто- рический опыт, является проблема завоевания и использования государст- венной власти. Политическая организация общества — это система институ- тов, учреждений и организаций, регулирующих тем или иным путем всю со- вокупность социально-политических отношений данного общества. Элемен- тами политической системы (организации) общества являются: государства, политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. Политическая система возникла вследствие социального движения об- щества и появления классов, государств, народностей___________. В известной мере она зависит от классовой и национальной структуры общества. Главным институтом политической системы общества является госу- дарство. Это организация экономически господствующего социального слоя или, в идеале всего народа, имеющая целью охранять существующий поря- док и подавлять сопротивление социальных противников этого порядка. Ос- новные признаки государства: а) публичная власть — власть не совпадающая с массой населения и осуществляющаяся особым отрядом лиц; б) налоги с населения для содержа- ния аппарата и социальных нужд; в) территориальное деление, взамен деле- ния по кровно-родственным признакам. Исторические типы государства со- ответствуют тем или иным периодам в жизни общества и типам социальных отношений. По форме правления государства делятся на монархии (деспо- тии) и республики. При этом суть власти не меняется. Меняется ее форма. По национально-государственному устройству государства делятся на унитар- ные (единые) и федеративные (союзные). В большинстве случаев формы го- сударственного устройства зависят от политического режима и от соотноше- ния социальных сил. Государство выполняет свои функции с помощью права. Право — это воля господствующего слоя или всего народа, возведенная в закон, или ины- ми словами, совокупность норм поведения граждан и социальных групп, ин- ститутов, закрепленная в законах, которые санкционируются соответствую- щими органами государства. Государство руководствуется правовыми нор- мами и обеспечивает их выполнение. Соответственно государственные орга- ны делятся на органы власти и органы управления. Органы власти определя- ют правовые нормы, а органы управления обеспечивают их выполнение. Важным элементом политической системы общества являются полити- ческие партии. Политическая партия — это передовые отряды классов и сло- ев. По мере развития общества роль политических партий в его жизни воз- растала. Количество политических партий и их направленность отражает со- циальную структуру общества. Одни партии представляют интересы господ- ствующих социальных слоев, другие — интересы оппозиционных. История знает многопартийные и однопартийные социальные системы. Опыт показывает, что однопартийные системы в современном обществе бы- вают в условиях тоталитарных режимов, ибо в наше время социально одно- родного общества в цивилизованном мире пока нет и, следовательно, с усло- виями однопартийной системы возможности отражения интересов ряда со- циальных слоев исключаются. В политическую систему современного общества входят профсоюзные, молодежные, кооперативные и другие общественные организации, а также личности. Развитие общества, если ретроспективно бросить взгляд в историю, со- провождается усложнением его политической организации и разрастанием аппарата, прежде всего государственного. Современное государство берет на себя ряд экономических функций, что несвойственно было ему ранее. Среди этих функций экономическое планирование, контроль, элементы перераспре- деления части больших доходов. Оно также играет все большую роль в соз- дании и решении экономических программ. В бытовом сознании можно не- редко встретить утверждение о том, что государство не является политиче- ской организацией. На это можно возразить, что государство во всей сово- купности его институтов занимается внутренней и внешней политикой во всем их многообразии. Как же оно может при этом быть не политическим ор- ганом? Видимо, даже с позиций формальной логики это исключено. Коль скоро речь идет о политической организации общества, нельзя обойти молчанием и вопрос о социальной и политической революции. Соци- альная революция — это переход того или иного народа или народов к ново- му качеству на пути социально-экономического прогресса. Соответственно контрреволюция — это обратное движение общества. Политическая револю- ция — это часть социальной революции. Главная задача ее — это переход го- сударственной власти из рук одного класса или социального слоя в руки дру- гого, более прогрессивного. Социальная революция продолжается определенный, более или менее длительный период. Так переход от феодализма к капитализму в ряде стран Западной Европы охватил период до 200 и более лет. Начало развития капи- тализма в России история относит к середине XVII века, и завершение, в ос- новном — к началу XX века. В основном потому, что капитализм в России и до 1917 года был военно-феодальным. Социалистическая революция, как по- казал опыт, тоже не может пройти очень быстро, а попытки ее искусственно- го ускорения, согласно нашему опыту, ставят революцию на грань пораже- ния. С политической революции социальная революция может начинаться, а может ею завершаться. Так социалистическая революция в нашей стране на- чалась политической революцией 1917 года. А французская буржуазная ре- волюция завершилась захватом власти буржуазией. Победа революции обеспечивается совокупностью объективных эко- номических, социальных и субъективных факторов (сознание масс, готов- ность служить делу революции и наличие руководящего ядра, способного привести революцию к победе). Революцию, в том числе и политическую, не следует смешивать с государственными переворотами, путчами и т.п., кото- рые совершаются сравнительно небольшими группами лиц (последние обыч- но имеют корыстные личные цели и завершаются простыми перестановками в правящих группах). Они, как правило, не носят прогрессивного характера. Главным в социальной революции являются общественные факторы. В поли- тической революции более, чем в социальной, сильна роль субъективного фактора. Иногда он может даже сыграть решающую роль в политической ре- волюции. Характер революции определяется тем, какие задачи она решает. Дви- жущими силами всегда являются широкие народные массы. А вот определяет задачи и руководит класс, по имени которого названа революция. Политическая революция может проходить разными путями: воору- женным и мирным. В обоих случаях это насилие. Но формы такого насилия могут быть различными: правовое насилие, оказываемое мирным путем, и насилие вооруженное. Тот или иной путь насилия зависит от ряда конкрет- ных условий и, прежде всего, зрелости революционных преобразований, от силы сопротивления противников революции и т. д. Так английская буржу- азная революция 1642-1649 годов, Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года проходили вооруженным путем. Буржуазные револю- ции в Германии и России – мирным. Социальная революция в целом должна проходить путем проведения экономических, социальных и культурных пре- образований. Преимущественные методы ее проведения: научно- технические, организационные и воспитательные. Насилие, как показывает исторический опыт, должно быть сведено к минимуму. Чрезмерное исполь- зование насильственных мер, как показал наш опыт, приводит к весьма па- губным для революции результатам.
|