Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форточки-2шт. В кабине экипажа






Канат в кабине экипажа.

У аварийного выхода (люка) в кабине экипажа; в кармане кресла КВС, закреплен к горизонтальной трубе кресла КВС.

Для использования спасательного каната необходимо выполнить следующее:

1. Открыть аварийный люк (выход) в кабине экипажа.

2. Открыть крышку футляра каната, вынуть канат.

3. Развернуть канат и выбросить наружу через аварийный выход.

 


КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Члены экипажа и пассажиры во время полетов на пассажирских самолетах пребывают в условиях, отличающихся от обычных наземных, в которых живет человек.

Атмосфера - воздушная оболочка, окружающая земной шар, представляет собой физико-химическую смесь газов. С увеличением высоты изменяются параметры атмосферы: общее и парциальное давление газов, плотность, электрическое состояние, влажность, температура и др.

Атмосферный воздух представляет собой смесь газов и водяных паров. Состав воздуха в различных слоях над поверхностью земли и на высотах остается практически постоянным. На уровне моря основные газы в составе воздуха содержатся в следующих соотношениях:

· азот - 78, 08 %, кислород - 20, 9 %, аргон - 0, 93 %, углекислый газ - 0, 03 %.

Количество кислорода в воздухе определяется парциальным давлением кислорода. В сухом воздухе на уровне моря оно составляет 20, 9 % нормального давления (760 мм рт. ст.), т. е. 159 мм рт. ст. Уменьшение парциального давления может привести к гипоксии. Гипоксия - это состояние организма, при котором происходит уменьшение содержания кислорода в тканях организма.

Парциальное давление кислорода имеет важное значение, так как кислород весьма активно участвует в газообмене и биологических окислениях, а также образует энергию, необходимую для поддержания работоспособности и жизнедеятельности организма. Ткани организма не содержат большого запаса кислорода и в случае задержки его поступления в организм быстро наступают вначале функциональные, а затем и структурные изменения.

На больших высотах организм человека подвергается комплексному воздействию следующих неблагоприятных факторов: понижению парциального давления кислорода; низкому давлению воздуха в самолете; низкой температуре воздуха; шумам, вибрациям и др. Наиболее неблагоприятные из них - пониженное парциальное давление кислорода и снижение общего давления.

Привычными являются для человека условия, близкие к условиям на уровне моря при соответствующих давлении и температуре воздуха. Поэтому всякое их изменение вызывает определенное воздействие на организм. Изменение атмосферного давления человек ощущает при подъемах и снижениях на самолетах с негерметической кабиной, а также при разгерметизации самолетов, оборудованных герметическими кабинами.

Под перепадом давления в одних случаях понимают уменьшение или увеличение давления, в других - соотношение между давлениями окружающей среды и в герметической кабине ВС. В зависимости от направления изменения давления перепад называют декомпрессионным и компрессионным. Декомпрессионный перепад происходит от повышенного давления к пониженному. Он наблюдается при подъеме на высоту в самолете без герметической кабины или при разгерметизации на большой высоте в самолете, оборудованном герметической кабиной.

Компрессионным называют перепад от пониженного давления к повышенному. Он наблюдается при снижении самолета.

Основные характеристики перепада давлений: скорость, кратность и продолжительность. Под скоростью перепада понимается изменение давления в кабине ВС в единицу времени; под кратностью перепада - отношение давления в герметической кабине (при нормальном полете) к давлению окружающей среды.

Причинами разгерметизации кабины в полетах на больших высотах и изменения давления в кабине могут быть повреждение стенок кабины или остекления (иллюминаторов), отказ двигателей и системы кондиционирования, недостаточная герметичность отдельных элементов кабины в результате неисправности и др. При разгерметизации вследствие падения общего давления и особенно парциального возникает недостаточное обеспечение тканей организма человека кислородом, т. е. наступает кислородное голодание.

Быструю декомпрессию (разгерметизацию) иногда называют взрывной. К взрывной декомпрессии чаще всего относят такую, которая происходит почти мгновенно (за время менее 2 с). Такая декомпрессия может наступить при внезапной аварийной разгерметизации кабины, когда образуется соответствующих размеров отверстие в кабине.

Взрывная разгерметизация. К взрывной декомпрессии чаще всего относят такую, которая происходит почти мгновенно, за время менее 1 сек. Такая декомпрессия может наступить при внезапной аварийной разгерметизации кабины, когда образуется соответствующих размеров отверстие в кабине.

Взрывную и быструю декомпрессию легко распознать — она обычно начинается со звука, напоминающего взрыв, и оглушительного шума, ко­торым сопровождается истечение воздушного потока из кабины. Воздух кабины мгновенно наполняется пылью, срывающейся с пола, кресел и по­толка. При этом кабина может погрузиться на несколько минут в туман, так как уменьшение давления воздуха приводит к конденсации водяных паров, находившихся в воздухе, снижается температура воздуха в салоне. Может появиться боль в ушах, желудочно-кишечном тракте, других вну­тренних органах и другие явления. Даже после того, как декомпрессия на­ступила, сильный шум может продолжаться из-за сильных воздушных потоков. Взрывная разгерметизация чаще происходит в небольших воз­душных судах, выполняющих полеты на больших высотах.

Быстрая декомпрессия чаще происходит на больших самолетах. Эта декомпрессия обычно происходит за несколько секунд. Обычно та­кая декомпрессия сопровождается «сильным хлопком» и кабина погру­жается в туман, снижается температура воздуха в салоне.

Плавная декомпрессия происходит за более длительное время. Плав­ную декомпрессию, находясь в пассажирском салоне, иногда трудно распознать (до срабатывания автоматической кислородной системы).

Признаками плавной декомпрессии также может быть понижение тем­пературы воздуха в салоне, появление постороннего шума (шипение, свист).

У большинства людей при подъеме на высоту до 1200 м практически не наблюдается каких-либо изменений в организме. Организм удовлетворительно справляется с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе. Начиная с высоты 1200-1500 м, деятельность отдельных функциональных систем организма изменяется. Эти изменения для различных лиц разные. Может снижаться способность различать слабо освещенные цифры приборов на темном фоне, оттенки цвета, ухудшается адаптация к темноте.

У некоторых лиц на высоте 1500-2000 м появляются начальные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания и высшей нервной деятельности. Эти изменения чаще всего бывают незначительными, а организм человека в этих условиях сохраняет вполне удовлетворительную работоспособность. Высоту 2000 м называют порогом реакций, так как, начиная с 2000 м, более рельефно появляются те или иные функциональные изменения в организме и самочувствии человека. Слой воздуха на высоте от 2000 до 3000 м называют зоной полной компенсации. Поступающий в кровь кислород на высоте 2 км насыщает ее на 94-96 %, а на высоте 3 км - на 90-92 %. Легочная вентиляция на высоте 2200-2500 м увеличивается на 3-5 % (легочной вентиляцией или минутным объемом принято называть объем воздуха, проходящий через легкие за 1 мин). В состоянии относительного покоя легочная вентиляция колеблется от 6 до 7, 5 л/мин, при большой физической нагрузке может быть 120 л/мин и более.

Организм человека с тем недостатком кислорода, который имеет место в указанных условиях, вполне удовлетворительно справляется в течение 3-4 ч полета, хотя работоспособность человека снижается. Он допускает больше ошибок, чем в наземных условиях. Работоспособность человека на высоте 2000 м уменьшается на 15-20 %, а на высоте 3000 м - на 25-30 %.

Выраженные функциональные изменения в организме начинают появляться на высоте 3000-4000 м. При длительном пребывании на этой высоте увеличиваются легочная вентиляция, частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление крови и наступает ряд других изменений приспособительного характера. Легочная вентиляция на высоте 3000-3500 м увеличивается на 6-12 %. Кроме того, появляются общая вялость, сонливость, одышка, ощущение тяжести в голове, иногда головокружение, т. е. все признаки так называемой высотной болезни. Человек ощущает понижение работоспособности, трудности в проведении различных расчетов, решении задач и т. д. Значительно ухудшается ночное зрение. На высоте 4 км кровь человека насыщается кислородом на 84-86 %, работоспособность снижается на 40-50 %.

На высоте 3700-4000 м резервные возможности организма ужене всостоянии полностью обеспечить потребность всех органов в кислороде. Высоту 4000 м называют порогом нарушений.

На высоте 4000-4500 м частота сердечных сокращений и легочная вентиляция увеличиваются еще больше (последняя на 16-20 %), снижается способность к правильному восприятию окружающих предметов и поступающей информации, затрудняется анализ всего происходящего, ослабевают внимание и память. Еще больше снижается общая работоспособность, появляются безразличие, усталость, а иногда явление эйфории - состояние возбуждения и легкого " опьянения". При выраженном кислородном голодании изменяется обмен веществ в организме, увеличивается потеря жидкости организмом. Все эти явления могут сопровождаться потерей аппетита и тошнотой. На высоте 5 км все вышеуказанные явления проявляются еще больше. Слой воздуха на высоте 4000-6000 м принято называть зоной неполной компенсации. До высоты 5500-6000 м организм большинства здоровых людей еще кратковременно справляется с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе, хотя потребность в нем компенсируется не полностью. На высоте 6000-6500 м легочная вентиляция увеличивается на 35-47 %. Работоспособность человека на высоте 6000м уменьшается на 65-70 %. Наступают значительные изменения со стороны центральной нервной системы, нарушается равновесие основных нервных процессов (возбуждение и торможение). Появляются еще более выраженные отклонения в реакциях жизненно важных органов. Высоту 6000 м из-за наступления значительных расстройств в организме называют критическим порогом.

Насыщение крови кислородом и парциальное давление кислорода по мере подъема на высоту все больше уменьшаются. Слои воздуха на высоте более 6000 м, учитывая частые случаи критических состояний организма, условно принято называть критической зоной, где без дополнительного питания кислородом пребывать опасно из-за возможного быстрого нарушения работоспособности и потери сознания. Человек на высоте 6000 м в среднем может находиться 12-14 мин при выраженных явлениях кислородного голодания. Легочная вентиляция по мере роста высоты все больше и больше увеличивается. На высоте 7000-7500 м она возрастает на 58-72 %, на высоте 8000-8500 м - на 84-106 %, на высоте 9000 м - на 112-124 %. Указанные выше изменения физиологических функций организма значительно возрастают и больше появляется угрожающих жизни признаков.

На высоте 7000 м время возможного сохранения работоспособности - 5-8 мин. По истечении так называемого резервного времени при дыхании разреженным воздухом у человека полностью нарушается работоспособность, появляются вегетативные расстройства, а затем наступает обморочное состояние.

Под резервным временем, или временем полезного сознания (ВПС), понимается время сохранения работоспособности от момента попадания в условия недостаточного поступления в организм кислорода до появления в организме расстройств, вызывающих потерю работоспособности, или более просто - от момента разгерметизации кабины до полной потери работоспособности. Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека приведено ниже.

 

Высота, м Состояние человека
12 000 Потеря сознания через 15—25 с
10 500 Потеря сознания через 35—40 с
  Потеря сознания через 80—90 с
  Потеря сознания через 5—8 мин. Неадекватность поведения
  Ослабление памяти, снижение внимательности, возможна потеря сознания через 5—8 мин
  Ослабление памяти и внимания. Затруднен анализ происходящего
  Ослабление памяти и внимания. Затруднен анализ происходящего
  Снижение работоспособности, усталость через несколько часов
  Снижение чувствительности к свету
 

 

На высоте Усреднено - резервное время:
8000 м 120-130 с
9000 м 80-90 с
10 000 м 35-40 с
11 000 м 25-30 с
12 000 м 20-25 с
13 000 м 16-20 с.

 

Для обеспечения высокой скорости полета и топливной экономичности современные пассажирские самолеты летают на большой высоте (7000-12000м). При этом встает вопрос защиты пассажиров и членов экипажа от неблагоприятных воздействий внешней среды. Для решения этой задачи современные самолеты оборудованы герметическими кабинами (ГК) и системой кондиционирования воздуха (СКВ).

Основное назначение герметических кабин на пассажирских самолетах - защита пассажиров и экипажа от неблагоприятного воздействия внешней среды и поддержание нормированных физиолого-гигиенических условий.

Система кондиционирования воздуха предназначена для подачи в ГК сжатого воздуха с целью создания в ней избыточного давления, для организации обогрева (или охлаждения) и вентиляции кабины этим воздухом, для поддержания заданных влажности и скорости движения воздуха. В полете в ГК непрерывно подается атмосферный воздух, предварительно сжатый компрессором авиадвигателя или нагнетателем, который затем сбрасывается обратно в атмосферу.

Нормированные физиолого-гигиенические условия в ГК обеспечиваются приведением параметров воздушной среды к заданным условиям и характеризуются условным параметром - " высота в ГК". Он используется для представления условной высоты, соответствующей определенному давлению. Например, самолет может лететь на высоте 9000 м, а " высота" в кабине будет всего 1500 м. При полетах на высоте 11000-13000 м " высота" в кабинах пассажирских самолетов, как правило, 1800-2400 м.

В связи с вышеизложенным установлено, что основным поражающим фактором на больших высотах для человека является недостаток кислорода в воздушной смеси газов и вследствие этого разгерметизация самолета приводит к необходимости обеспечения пассажиров и членов экипажа кислородным питанием.

Кислородные системы современных самолетов, как правило, являются стационарными. В дополнение к ним применяется также переносное кислородное оборудование, которое используется при необходимости перемещения в кабине.

Кислородное и дымозащитное оборудование предназначено для: обеспечения защиты членов экипажа и пассажиров от кислородного голодания при уменьшении давления в кабине (при аварийной разгерметизации) в полете ниже установленного, обеспечения защиты органов дыхания и глаз членов экипажа, находящихся на рабочих местах, от воздействия дыма и токсичных газов при возникновении пожара на самолете, а также при перемещении кого-либо из членов экипажа по задымленной кабине, техническим, багажным или грузовом отсекам, питания членов экипажа кислородом в профилактических целях - для снижения утомляемости в полете продолжительностью более четырех часов, питания пассажиров кислородом в терапевтических целях.

К основным требованиям, которым должны удовлетворять кислородные системы, относятся: достаточность кислородного питания для поддержания нормальной жизнедеятельности человека (минимальные нормированные значения обеспечиваемого парциального давления кислорода), быстродействие, доступность оборудования, простота и удобство его использования. Одна из основных технических характеристик кислородного оборудования - допустимая высота его применения, которая определяется максимальной высотой полета ВС.

Кислородные системы по принципу подачи кислорода в систему делятся на три основных вида: непрерывной, периодической и комбинированной подачи кислорода. Системы непрерывной подачи характеризуются применением кислородных масок открытого и полузакрытого типов, подсосом воздуха непосредственно в маску, регулированием подачи кислорода в маску в зависимости от " высоты" в кабине и высотой применения 8000-12000 м. В систему периодической подачи кислорода входят кислородные маски закрытого типа. Подача кислорода регулируется в зависимости от " высоты" в кабине и легочной вентиляции пользователя (кислородные маски (приборы) легочного типа - кислород поступает в маску только в момент вдоха).

ВНИМАНИЕ! Соединение кислорода с маслом, жирами взрывоопасно и может служить источником пожара. При подготовке кислородного оборудования к полету убедитесь в том, что на его приборах и агрегатах нет масла и жиросодержащих веществ. При обнаружении удалите их. Не допускайте контакта жиромаслосодержащих веществ с кислородом.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! При разгерметизации на высоте 8000 м (при " высоте" в ГК) неприменение кислородных масок в течение 120-130с может привести к потере сознания.

Самолёт АН-24

 

Для обеспечения кислородом членов экипажа и пассажиров в полете установлено стационарное и переносное оборудование.

 

Размещение кислородных щитков и кислородных указателей в кабине экипажа дано на рис.

 

Рис. Размещение кислородных щитков и кислородных указателей в кабине экипажа

 

а) Стационарное кислородное оборудование предназначено для питания кислородом КВС и второго пилота в следующих случаях:

· при разгерметизации кабины на время экстренного снижения и последующего полета на безопасной высоте;

· при появлении дыма в кабине;

· для снижения утомляемости и в профилактических целях.

Запас кислорода на борту самолета составляет 900 л (один баллон вместимостью 30 л, давление 30 кгс/см2).

Питание кислородом КВС и второго пилота осуществляется с помощью кислородных приборов КП-24М легочно-автоматического действия и кислородных масок КМ-32АГ, расположенных на рабочих местах пилотов.

Запас кислорода в системе контролируется с помощью манометра, работоспособность приборов - с помощью двух индикаторов кислорода. Помимо этого в кабине экипажа имеются дымозащитные кислородные маски ЛП-2 (второго размера) для КВС и второго пилота, уложенные в карманах, которые расположены на спинках кресел. В кабине экипажа имеется дополнительно маска ЛП-2 нулевого размера.

б) Переносное кислородное оборудование включает в себя:

· два кислородных прибора КП-19 с баллонами КБ-2 и дымозащитными кислородными масками ЛП-2 предназначенных для питания кислородом при разгерметизации или задымлении кабины. Кислородные приборы КП-19 с масками ЛП-2 могут быть использованы как на рабочем месте, так и при перемещении по пассажирскому салону:

· переносной кислородный прибор КП-21 с кислородной маской КМ-15И и баллоном КБ-3, предназначенный для терапевтического питания кислородом пассажиров, плохо чувствующих себя в полете.

Переносные кислородные приборы КП-19 и КП-21 при необходимости могут быть подзаряжены в полете от стационарной системы с помощью зарядного устройства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.