Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антиномий последней Н.А. Бердяев отмечает удивительную спо-






Собность причинять страдания и одновременно сопереживать им.

Отмеченное свойство нашей души связано не только с двойствен-

ной природой человека. Антиномия «русской души» необъяснима

без учёта и понимания той особой роли общины и православия,

Которую те всегда играли на Руси. Культурно-ценностное миро-

Ощущение русского человека было, в целом и главном, мироощу-

Щением христианским. Христианское учение, взывало к человеко-

Любию, милосердию и бескорыстию, закрепляя тем самым нрав-

Ственные приоритеты в повседневной жизни страны. Став основой

Цивилизационной ментальности, православие впоследствии опре-

делило собой и всё социокультурное развитие страны. По мнению

П.А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компо-

Ненты русской культуры и социальной организации представляли

Собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение

Установок православия с конца IX до XVIII вв. (по мнению

А. Тойнби, российская цивилизация может быть квалифицирована

как «православно-христианская»). Принятие православия и рас-

Пространение на Руси соответствующих идей создавали прочную

опору для наращивания культурного потенциала. «Если мы, рус-

Ские, не окончательно варвары и скифы, то потому лишь, что че-

Рез православную церковь, через Византию получили связь с пре-

даниями античной, греческой культуры» [39].

Традиционная апелляция православия к общему сопережи-

Ванию, к идее коллективного движения к лучшему будущему, со-

Циальной справедливости наиболее тесно связана с общинным

Строем жизни. Община была не только хозяйственным объедине-

Нием, но и первоосновой социальности и нравственности в Рос-

Сии. Именно славянофилам, глубоким знатокам русской общины,

принадлежит несомненная заслуга в её изучении, в осмыслении

Той роли, которую она играла в развитии всех социально-поли-

тических и культурных процессов в России. «Община, – отмечает

К.Д. Кавелин, – явление живое, действительное и оттого весьма

сложное: она органически связана со всеми сторонами народной

жизни, находится под их влиянием и сама на них влияет» [40].

Особая открытость русского человека по отношению к дру-

Гим, стремление к человечности, представляющие, по мнению

Ф.М. Достоевского, истинное назначение России, проявились в ре-

Зультате синтеза таких основ российской жизни, как патриархаль-

ный уклад сельской общины и православие, что нашло своё отра-

жение в своеобразной характеристике русского народа – соборно-

Сти. Русская философская традиция представляет соборность как






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.