Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определяющую черту в идеале русского народа. Находясь между






двумя культурными полюсами – западным и восточным – и впи-

Тывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида ро-

Довому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное

Отношение к личности. Соборность неотделима от православия,

Которое отличается большей веротерпимостью. В свою очередь,

Веротерпимость православия зиждется на идее соборности. Опре-

деляющим признаком соборности служит принцип «единство во

множественности». В православном понимании понятие «собор-

ный» раскрывает возможность соединения людей на основе ду-

Ховной общности. Она есть следствие свободного человеческого

начала «свободы воли человека» и божественного начала.

Соборность – это общество свободных индивидуальных

Душ, свободное братство вечных личных духов, свободное едине-

Ние свободных личностей. С.Л. Франк, определяя соборность как

внутреннюю гармонию «между живой личной душевностью и на-

диндивидуальным единством» [41], отмечал её органичность для

русских: непредставимость жизни иначе как коллективно-общий

Порядок и совместное пользование всеми благами жизни для всех

Сограждан. В основе этого явления С.Л. Франк выделял чувство

«Мы», образующее основу духовной жизни и бытия. «Мы» мыс-

Лилось им как неразложимое первичное единство, из которого вы-

растает «Я», благодаря которому оно и возможно. Эта соборность,

«Мы-мировоззрение», органическое единство человеческого со-

Общества проявлялось во всечеловечности и открытости русского

Человека, развивала ощущение братства, любви, милосердия, т. е.

Признание ценности другого человека. С Трубецкой выдвинул из-

вестную формулу «соборной природы сознания»: мы, люди, во

всех актах «держим внутри себя сбор со всеми».

С выяснением особенностей русского характера, самобытно-

Сти России связана и философская традиция отечественной куль-

Туры. Антропоцентризм, соборность, проблемы нравственного

Долга и служения человека, поиск способов совершенствования

души – вот некоторые ведущие темы русской философии. Обоб-

Щив нравственные и философские искания россиян, Л.И. Но-

Викова выделила особое философское мировоззрения, ориентиро-

ванное на поиски «правды-истины», которое требует своей реали-

Зации в мире, т.е. неотделимо от делания Добра. Добро изначально

присуще Бытию, как выражение его полноты: «человек, познавая

Мир, призван осуществлять Добро. Но достичь этого он может че-

рез нравственное деяние. Это значит, что совершение Добра ведёт






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.