Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники морского административного права Украины






 

Главным источником морского административного права Украины является Конституция Украины. В соответствии с ст. 13 «Земля, её недра, атмосферный воздух, водные и иные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы её континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами прав собственности Украинского народа. Государство обеспечивает социальную направленность экономики.

Торговое мореплавание оказывает огромное влияние на экологическое состояние Мирового океана. Девиз ИМО (Международной морской организации) «Безопаснее суда - чище моря». В связи с этим, можно упомянуть ст.16 Конституции Украины:

Ст.16 Обеспечение экологической безопасности…являются обязанностью государства.

Важной является также ст.9 Конституции Украины, которая определяет, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Ст.92 Конституции Украины указывает, что исключительно законами Украины определяются:

5) основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, …, организации иэксплуатации энергосистем, транспорта и связи;

12) организация и деятельность органов исполнительной власти, …;

22)…деяния, являющиеся….административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.

Ст.117 Конституции Украины определяет, что Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издаёт постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению….Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом.

Ст.57 Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.

Законы и иные нормативно-правовые акты, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.

Мы так подробно остановились на содержании норм Конституции Украины затем, чтобы представить возможные пути совершенствования существующих правовых норм, регулирующих общественные отношения в торговом мореплавании Украины. Нормы Конституции являются основополагающими для всей нормотворческой деятельности в области торгового мореплавания.

Кроме Конституции Украины к источникам морского административного права следует отнести Кодекс торгового мореплавания Украины. Кодекс состоит из 11 разделов, разделенных на главы. Он определяет право плавания под флагом Украины, регламентирует права и обязанности должностных лиц морского транспорта, членов экипажей судов, устанавливает многие другие важные правовые нормы. В развитие Кодекса издан ряд важных подзаконных актов: постановлений Кабинета Министров Украины, приказов Министра транспорта Украины, правил, инструкций и т.д.

В этой связи важным является Положение о Министерстве транспорта Украины, утвержденное Указом Президента Украины….

 

В соответствии с постановлением КМУ от 3.01.2002 г. №2 «О порядке и сроках действия отраслевых стандартов и приравненных к ним других нормативных документов бывшего СССР», Приказом Минтранса № 612 от 30.08.2002 г. утверждены перечни отраслевых стандартов и приравненных к ним нормативных документов бывшего СССР, которые используются предприятиями и организациями, которые входят в сферу деятельности Министерства транспорта Украины. При этом срок действия этих стандартов продолжен до 01.01.2007 г.

 

Многие морские административные правовые нормы, действующие в Украине в настоящее время, были приняты ещё во времена СССР и действуют в соответствии с Приказом Департамента морского и речного транспорта Украины «Про чинність в установах і на підприємствах морського транспорту України нормативних актів колишнього СРСР»(с последующими дополнениями).

 

Другие Законы Украины также являются источниками морского административного права Украины. Это, прежде всего Кодекс (КОаП), а также некоторые другие.

 

Кроме этого важными источниками морского административного права являются международные конвенции, участником которых является Украина. Административные нормы содержат некоторые из них, такие, как, например, Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов 1973, измененная Протоколом 1978 г. к ней и др.

 

На Международных конвенциях, как источниках морского административного права Украины следует остановиться подробнее, что мы и сделаем в следующих главах. В этой же главе мы лишь обратим внимание на некоторую двусмысленность современного правового статуса этих международных конвенций в Украине.

Вспомним, что согласно ст.9 Конституции Украины международные договоры Украины являются частью законодательства Украины в случае, когда согласие на обязательность их дано Верховной Радой Украины. В процессе присоединения Украины к международным конвенциям, на рассмотрении находится текст международной конвенции, который и представляется в Верховную Раду. Однако, многие международные конвенции имеют протоколы, приложения, в которые вносятся изменения. Так, например, ИМО (Международная морская организация) разрабатывает изменения к приложениям международной конвенции о предотвращении загрязнения моря с судов 1973/78, международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 г., которые принимаются как на дипломатических конференциях, так и в ходе так называемой процедуры «молчаливого согласия» на Ассамблеях ИМО. Таким образом, получается, что после присоединения Украины к какой-либо международной конвенции, текст этой конвенции, протоколы или приложения к ней, поданные в Верховную Раду Украины в дальнейшем изменяются и модифицируются. Тем самым, статус изменений к международным конвенциям, протоколам или приложениям к ним становится неясным, поскольку разрешения на обязательность таких изменений для Украины Верховная Рада Украины не давала.

Вторым моментом, характеризующим двойственность правового статуса международных конвенций, является то, что согласно ст. 57 Конституции Украины, нормативно-правовые акты должны быть доведены до сведения населения. Однако, на начало 2002 г., практически ни одна из международных конвенций, содержащих нормы морского административного права, стороною которых является Украина, не была опубликована в установленном порядке и доведена до сведения населения.

 

К источникам морского административного права можно также отнести и морские обычаи, которые в настоящем уже получают нормативное закрепление в положениях законодательства, становясь, тем самым нормами положительного права. Так, можно, например, назвать обычаи морского торгового порта, которые сейчас нормативно закрепляются в Постановлениях по порту, издаваемых начальником порта.

Кроме этого, к источникам морского административного права можно также отнести, так называемые, «Правила хорошей морской практики». Сами «Правила хорошей морской практики» не формализованы, но ссылки на необходимость их соблюдать содержатся в нормах законодательства… (пример). Некоторые международные соглашения содержат такую правовую конструкцию «требования разумной предосторожности, в применении к преобладающим обстоятельствам и условиям плавания», которая и служит неформальной отсылкой к неформализованным «Правилам хорошей морской практики».

 

 

ТЕМА 3

Признанные организации

 

Властные полномочия реализуются в порядке, установленном Законом Украины. Так, например, Согласно части 2 статьи 19 Конституции Украины, «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основаниях, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины».

В Законе Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.1991 г. №887-XII вопрос государственного контроля упоминается в разделе VI «Предприятие и государство», в котором ст.32 говорит непосредственно о контроле над деятельностью предприятия. В ней указывается, что контроль над отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственная контрольно-ревизионная служба, государственные органы, на которые возложены надзор за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью, другие органы согласно законодательству Украины. Кроме того, в этой статье устанавливается, что «органы, контролирующие отдельные стороны деятельности предприятия, осуществляют полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Украины. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов, если их требования выходят за пределы их полномочий».

В этой связи интересен правовой статус так называемых «признанных организаций». Концепцией административной реформы в Украине такой термин, как «признанные организации» не предусматривается. С точки зрения структуры государственного управления такие организации (органы) не являются органами власти. Однако, органом власти такой организации делегируется часть государственных полномочий. Разумеется, для такого делегирования полномочий требуются законные основания.

К примеру, КТМУ в ст.22 указывает «надзор за выполнением на судах требований международных договоров Украины осуществляется классификационным обществом по поручению Кабинета Министров Украины». В ст.38 «Свидетельство о годности к плаванию, мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой марке, а также другие судовые документы, предусмотренные международными договорами Украины по вопросам безопасности мореплавания, выдаёт классификационное общество по поручению Министерства транспорта Украины». Таким образом, Законом Украины установлен порядок делегирования определённых властных полномочий классификационным обществам, которые, в этом случае считаются «признанными организациями». Кем признанными? Морской администрацией (Правительством Украины). Почему морские администрации делегируют свои полномочия? Чаще всего оттого, что ресурсов на осуществление властных полномочий в полном объёме у морских администраций не хватает в связи с особенностью функционирования морских судов. Скажем, если у судна истекает срок действия какого-либо государственного Свидетельства в порту на другой стороне Земли, то что делать морской администрации? Командировать туда государственного служащего для инспектирования судна и выдачи нового государственного Свидетельства? Возможно, но если флот под флагом государства насчитывает сотни судов, то такие командировки будут дорого стоить государственному бюджету. Поэтому, морской администрации имеет смысл поручить выполнение некоторых функций тому, кто может обеспечить выполнение этих функций. Чаще всего это – классификационные общества, которые имеют большой опыт обследований судов, свои правила и процедуры. Однако, выполнение некоторых функций морская администрация может поручить не только классификационным обществам, а, иногда, даже отдельным физическим лицам.

В этом случае, большое значение имеет содержание поручения на выполнения этих функций, определяющее права и обязанности признанной организации, а также требования к ней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.