Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие морского административного права в СССР
Декрет за подписью В.И. Ленина от 24 ноября 1917 г. отменял действие дореволюционных законов в отношении морских торговых судов. Одновременно с принятием указанного Декрета дела торгового мореплавания и портов были переданы в ведение Центрального Комитета Всероссийского Союза моряков и речников. Этим органом были приняты первые советские нормативные документы в отношении морского транспорта. В 1921 г. Морским Управлением Народного Комиссариата Путей Сообщения, к которому в то время перешли обязанности управления морским транспортом, была начата работа по составлению сборника нормативных документом. Сборник вышел в 1922 году. Публикуемые в дальнейшем сборники НКПС по морскому законодательству получили официальное значение. Последним в серии официальных сборников был объявленный к руководству приказом НКПС в 1928 г. «Сборник законов и распоряжений по торговому мореплаванию и портам». С 1924 г. система советского морского административного права пополнилась такими нормативными актами как положения о морских и портовых лоцманах, о морских судоводителях и судовых механиках, об административном, санитарном и таможенном режиме портов, о режиме морской прибрежной полосы Союза ССР. С учётом этих новых положений, в 1925-26 гг. был разработан проект морского торгового кодекса, однако, принят и введен в действие он был постановлением ЦИК и СНК СССР лишь в 14 июня 1929 г. В КТМ СССР 1929 г. существовали следующие разделы, относящиеся к морскому административному праву: - II «О судне» -О праве плавания под флагом Союза ССР и о правке собственности на суда. О приписке судов к порту и о внесении их в судовой реестр. О судовых документах.; III «Экипаж судна» - состав судового экипажа. Права и обязанности капитана морского судна; XIII «О задержании судов» - право начальника морского порта на задержание судов. В качестве приложений к КТМ СССР 1929 г. были даны следующие правила: 1.О радиоустановках на судах морского торгового флота, плавающих под флагом СССР. 2.О судоводителях и судовых механиках морского торгового флота СССР. 3.О случаях и порядке временного запрещения капитанам, их помощникам и механикам морского торгового флота СССР занимать соответствующие должности. 4.О минимуме состава судового экипажа морских торговых судов. 5.О государственных морских лоцманах. 6.О регистрации договоров чартер партии и коносаментов. Принятие новых нормативных документов в развитие положений КТМ СССР 1929 г., особенно касавшихся вопросов морского административного права, продолжалось и далее. Даже предпринимались попытки составлять Сборники, но официального статуса такие сборники уже не имели. В числе таких сборников можно назвать «Сборник нормативных актов по морскому транспорту», подготовленный ЦНИИМФом и изданный в 1968 г. В 1968 г. (13.12.1968 г.) был принят новый Кодекс торгового мореплавания СССР, в котором получили своё развитие нормы морского частного права. Но и нормы морского административного права также нашли своё закрепление в новом законодательном акте. В частности, в новом КТМ СССР устанавливалось, что государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР (Ст.6). Следующие главы КТМ СССР 1968 г. относились к морскому административному праву: - II «Судно» -О праве плавания под флагом СССР, регистрации судов в Государственном судовом реестре и судовых книгах, судовых документах, III «Экипаж судна» -О составе экипажа, требованиях к экипажу, правах и обязанностях капитана, IV «Морской порт» -О функциях морского порта по обеспечению безопасности мореплавания. Поле принятия КТМ СССР, в развитие его положений было также выпущено большое количество ведомственных нормативных актов, содержащих нормы морского административного права. Некоторые из них были выпущены, затем, в виде сборников. Можно отметить, к примеру, «Сборник руководящих документов по безопасности мореплавания», подготовленным по заданию Главной морской инспекции ММФ СССР в 1973 г., «Сборник действующих нормативных актов ММФ» в нескольких книгах, выпущенный ЦРИА «Морфлот» в 1977 г. КТМ СССР 1968 г. действовал до последнего момента существования СССР и продолжал действовать и в независимых государствах, образованных в результате развала СССР до момента принятия ими национальных морских кодексов. В Украине КТМ СССР 1968 г. лег в основу при разработке проекта Кодекса торгового мореплавания Украины 1995 г.
|