Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение и развитие ассоциативной психологии






Ассоцианизм появился в 18 в. Термин ассоцианизм был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем как механизм переработки информации.

Английский епископ ^ Джордж Беркли (1685-1753 - смысл жизни в борьбе с материализмом и атеизмом) положил в основу своей концепции теорию Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий и довел ее до абсурда. У Локка идеи (ощущения) отражают объективные свойства предметов окружающего мира, у Беркли идеи (ощущения) есть некая самодостаточная реальность, только и известная субъекту сознания. Т.е. Беркли отбросил идею о связи ощущений внешним миром, поставив во главу угла понятие о внутреннем опыте. «Существовать - значит быть в восприятии», т.е. пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Вещь – это комплекс ощущений.

Беркли отверг разделение качеств предметов на первичные и вторичные, о чем говорил Локк. Никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не существует. Все качества, по существу, являются вторичными, т.е. придуманными субъектом. Качества, реально принадлежащие предметам, не существуют, они непознаваемы для человека.

Следовательно, нужно отказаться от предположения о материальных внешних раздражителях, которые вызывают ощущения (идеи). Идеи соединяются между собой по законам ассоциации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемы за материальные предметы. Причиной этих комплексов является не материальная субстанция, а дух – простая, неделимая активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи.

В трактате «Опыт новой теории зрения» Беркли исследует вопрос, который до сих пор интересует психологов: каким образом человек воспринимает расстояние до объекта.

«^ Я знаю, что расстояние само по себе не воспринимается, что он должно восприниматься через посредство некоторой другой идеи, воспринимаемой непосредственно»

Такими опосредующими идеями являются ощущения от поворота глаз и другие мышечные ощущения, которые возникают при перемещении к какому-либо предмету, степень неясности объектов, неяркость отдаленных предметов и т.д. Связь между идеей расстояния и данными опосредующими идеями образуется в опыте: наш прошлый опыт подсказывает нам, что каждый раз, когда объект нам кажется неотчетливым, он расположен очень близко. Когда предмет виден отчетливо, но менее ярко, он расположен далеко. Об этом же говорит и определенное напряжение глазных мышц.

В 18 веке ассоциация стала объяснительным принципов всех познавательных процессов, в частности в работах ^ Давида Юма (1711-1776), младшего современника Беркли. Он продолжает развивать предложенное предшественниками понимание сознания как непосредственно данной нам реальности. Для Юма характерна жесткая позиция последовательного сенсуалиста: того, чего нет в ощущениях, просто не существует. Он ратовал за создание точной науки о человеке. Каким образом достичь этой точности?

Юм предполагал, изучая ряд явлений, свести их к некоему общему принципу, этот общий принцип вместе с другим общим принципом к еще более общему и более простому, пока не дойдет дело до нескольких наиболее простых принципов в основании системы наук о человеке. Он предлагает систематическим образом проанатомировать человеческую природу и делать выводы только на основании опыта.

Вот какой стройный облик приобрела структура сознания в концепции Юма. Юм делит все состояния на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи – это более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. «Существует принцип соединения различных мыслей, или идей, и при своем появлении в памяти они вызывают друг друга до известной степени методично и регулярно. Даже в самых фантастических и бессвязных мечтаниях, даже в сновидениях ход нашего воображения не был вполне произволен. И здесь существовала некоторая связь между различными следующими друг за другом идеями»

Т.е. Юм абсолютно убежден в наличии некоторых общих закономерностей работы сознания, тех самых «простых принципов», на основе которых он стремится построить науку о человеке по аналогии с науками о природе. Один из ключевых принципов работы сознания – принцип ассоциации. Юм впервые выделяет условия, при которых образуются ассоциации идей. Впечатления и идеи связываются друг с другом в ассоциацию благодаря:

1 – сходству (или контрасту) друг с другом;

2 – играет роль пространственная и временная смежность идей друг с другом;

3 – некоторые идеи связаны отношениями причинности.

В то же время Юм еще не считает ассоциацию единственным механизмом работы сознания, он говорить о том, что ассоциация просто преобладает.

Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача ^ Давида Гартли (1705-1757).

Гартли указывал, что привели его к основной идее – учению о вибрациях, на котором базируется учение об ассоциациях именно ньютоновские труды. Ассоциация – это результат чисто материальных (физиологических) причин, «вибраций», возникающих в мозгу под влиянием внешних воздействий. Если два раздражения попадают в мозг одновременно, между возбужденными участками мозга возникает связь – она-то и лежит в основе психической ассоциации, которая как тень следует за физиологическим процессом.

Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Малые возникают в белом веществе головного мозга как миниатюрные копии (или следы) больших вибраций в черепно-мозговых и спинномозговых нервах. Учение о малых вибрациях объясняло возникновение идей в их отличии от ощущений. Поскольку же первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсаций» внешнего эфира, «внутренний мир» идей выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с миром внешним.

Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм в отличие от других физических объектов становится обучающейся системой, имеющей собственную историю.

В тех случаях, когда при возбуждении процесс вибрации в мышцах незаметен, он все же происходит, хоты и в ослабленной форме. Это дает основание признать за Гартли приоритет в разработке важной идеи, прочно вошедшей в современную психофизиологию: идеи о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме (микродвижения). Но что представляет собой закономерный переход чувственного возбуждения через нервные центры к мышцам, если не рефлекс? Учение Гартли представляло вторую после Декарта выдающуюся попытку соединить рефлекс с ассоциацией. (Третьей попыткой стало учение Сеченова).

Гартли исходил из идеи о прижизненном формировании психики и считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому для формирования идеального человека необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные.

На обоснование своей гипотезы Гартли потратил 18 лет. Ее действительно новаторский характер выражало материалистическое объяснение бессознательных психических процессов. Учение Гартли – это первая материалистическая концепция бессознательного. Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии.

Однако теорию ассоцианизма Гартли строил на основе принципов механики. С развитием науки, появлением новых данных в физике, химии, биологии многие положения Гартли стали устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций.
Лекция 7. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке

 

1.
Ассоциативная психология в начале 19 века

2.
Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19 века

3.
Становление экспериментальной психологии


В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой – сознание – был признан всеми без исключения учеными. Сознание рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциации. Методом психологии был метод интроспекции. Но метод самонаблюдения не мог оставаться основным методом, т.к. он субъективен и не может быть проверен математикой. К тому же он не может быть использован для исследования бессознательных процессов и при исследовании психики маленьких детей и животных. Поэтому психология должна была разработать новый объективный метод изучения душевной жизни.

Еще важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление в 1859 г. эволюционной теории Дарвина, которая решительным образом повернула психологию к естествознанию. Теория эволюции позволила пересмотреть постулаты устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, выводила психологию из поля сознания позволила пересмотреть предмет психологии. Психология из науки о сознании трансформировалась в науку о познавательных процессах

Одним из крупнейших представителей ассоциативного направления в этот период был ^ Томас Браун (1778-1820). Его исследования были направлены на усовершенствование ассоциативной психологии, не подвергая сомнению ее постулаты. В частности, он пришел к выводу о том, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности.

Ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту он относил к разряду первичных законов работы человеческого ума. Они изначально присущи сознанию. Эти первичные законы необходимы, но не достаточны, чтобы объяснить, почему заданным образом в сознании появляется именно такой, а не другой образ. Ведь перед умственным взором проходит бесчисленное множество образов, но лишь между немногими образуются стойкие ассоциации.

К первичным законам нужно присоединить вторичные. Браун разработал девять вторичных законов – частоты, новизны, длительности первоначального ощущения, необычности и т.д. Чем чаще осознаются какие-либо образы, чем более сильные эмоции они вызывают, чем свежее впечатление о них, чем они необычнее и т.п., тем больше шансов на установление связи между ними.

Важной идеей Брауна было положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, в которых отдельные ощущения уже неразличимы. С этим было связано положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия.

^ Джеймс Миль (1773-1836) является автором одной завершенных систем ассоциативной психологии. Он называет ее «ментальной механикой» или «ментальной физикой», в которой все психические процессы могут быть сведены к механическим по своей сути явлениям. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики.

Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал закон: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений». Таков подход классического ассоцианизма к содержанию сознания.

Элементами сознания являются ощущения и их бледные копии – идеи; в нечто более сложное они складываются благодаря последовательным и одновременным ассоциациям. Восприятие предмета строится на основе одновременных ассоциаций, т.е. целостное восприятие предмета возникает как результат связывания всех входящих в это целое ощущений разных модальностей (зрительных, вкусовых и т.п.)

А вот пример последовательной ассоциации: (лимон) – в прошлом опыте образовалась связь между ощущением кислого и гримасой. Когда появился «второй член» (гримаса), по ассоциации возник предшествующий ему «первый член» - ощущение кислого вкуса.

Таким образом, такой сложный процесс, как память, также сводился к определенному течению ассоциаций.

Процесс мышления также был объяснен механическим «сцеплением» соответствующих элементов, главным образом в виде последовательных ассоциаций.

Что такое решение задачи? «Удачное» попадание на нужную идею, ассоциативно связанную с каким-либо условием задачи. Вот и ставилась перед педагогами цель натаскать учеников на решение, например, математических задач так, чтобы «попадание» осуществлялось без помех сразу же после прочитывания условий задачи. Подобное понимание механизма мышления надолго осталось в педагогике. Сам Джеймс Милль воспитывал своего сына Джона Миля пользуясь своей ассоциативной концепцией «ментальной механики».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.