Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вюрцбургская школа






Кроме метода аналитической интроспекции существовали и другие, в частности, метод систематической интроспекции, который был предложен в так называемой Вюрцбургской школе. Основателем школы был профессор Освальд Кюльпе (18622-1915). Профессор, уроженец Латвии, был мягкий, доброжелательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес «Очерк психологии», где излагались идеи, близкие в вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия нашего века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем Вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ассоциативный эксперимент. Все началось с небольшого на первый взгляд изменения инструкции испытуемому. От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее, но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета.

Изменение в инструкции переносило акцент с эффектов поведения испытуемого на производимые им действия (операции, акты). Напомним, что в эру господства интроспекционизма считалось, что сведения об этих действиях можно почерпнуть только из показаний самонаблюдения. Испытуемых просили сделать объектом самонаблюдения не результат, а процесс, описать, какие события происходят в их сознании при решении какой-либо задачи.

Эти задачи первоначально были самыми обычными, тысячи раз повторявшимися. Но на обычное сумели взглянуть с необычной стороны, увидеть в нем акт суждения, а не только, например, ощущение тождества или различия.

Последующие эксперименты позволили сделать вывод о том, что в сознании имеются не только сенсорные, но и несенсорные компоненты (сознание не есть сенсорная мозаика), а сам акт суждения – особый процесс, имеющий неведомую психологам детерминацию.

В поисках новых детерминант вюрцбурцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной модели. Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

В ходе экспериментов было выявлено, что сознанию присуща преднастройка (установка) на раздражитель и на определенный тип реакции.

Но влияние установки выявлялось только ретроспективно, т.е. уже после того, как задание было выполнено. Поэтому интроспективный метод был трансформирован в «систематическую экспериментальную интроспекцию». Систематическим такой метод назывался потому, что ход выполнения задания разбивался на интервалы и каждая из «фракций» (подготовительный период, восприятие раздражителя, поиск ответа, реакция) тщательно прослеживалась посредством самонаблюдения, с тем, чтобы выяснить ее состав.

Различные варианты эксперимента показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него возникает установка – направленность на решение задачи. Перед восприятием раздражителя эта установка регулирует ход процесса, но не осознается.

В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы на первый план выступили активность сознания, его процессуальность. Кюльпе не раз повторяет, что в его школе заговорили на языке жизни, т.е. попытались посмотреть на сознание не через призму абстрактных его элементов, а ухватить его действенную сторону, в частности, понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла. Кюльпе не сформулировал свою собственную программу лабораторных исследований сознания ни в «Очерках психологии», ни в «Лекциях по психологии», которую успешно реализовали его ученики. Он делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, был испытуемым в их экспериментах. Его мягкий характер способствовал созданию в небольшом коллективе творческой атмосферы, благодаря которой этот коллектив оказался более эффективным генератором новых идей, чем десятки других лабораторий.

Учеником Кюльпе был К.Бюлер (решение логических и арифметических задач – именно задача, ее содержание направляет и регулирует процесс мышления). О.Зельц исследовал зависимость процесса мышления от структуры решаемой задачи. Ввел понятие антиципации, т.е. возможности предвидеть результат уже в начале мыслительной деятельности. К ученикам Кюльпе относится и М.Вертгеймер – один из создателей гештальтпсихологии.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями. Главными достижениями этой школы было доказательство того, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.