Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19 века






Одним из первых попытку перестроить ассоциативную психологию предпринял немецкий психолог и педагог ^ Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Его «Учебник психологии», выпущенный в 1834 г. стал новым этапом в развитии ассоцианизма.

Душа, согласно Гербарту, непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Им могут быть феномены, доступные опытному изучению – представления. Этим термином он заменил термин «ощущение», подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Говоря об ассоциации представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления не являются пассивным элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Представления могут быть в областях: «ясного сознания» - апперцепция, «сознания» - перцепция и бессознательного. Между этими областями пролегают границы, которые Гербарт называл «порогами». Одно и то же представление может в разное время находиться в разных областях; никаких особых препятствий для проникновения тех или иных представлений в сознание не существует.

Легче всего проникают в «ясное сознание» представления, которые для субъекта более значимы, обладающие большим зарядом, интенсивностью, а также те, которые имеют больше связей с прошлым опытом. Более ясные представления, «накопившись» в поле «ясного сознания», вытесняют другие за его порог.

Представления могут сливаться друг с другом, образуя комплексы, могут вытеснять друг друга.

Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и методы. Для того чтобы новое знание сразу попадало в центр внимания человека, оно должно быть или достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у человека знаниями, т.е. входить с ними в систему. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

Впоследствии ^ Джон Стюарт Милль (1806-1873) предложил свою систему ассоцианизма, которую стали называть «ментальной химией».

Милль-младший утверждал, что законы духовных явлений иногда аналогичны механическим, иногда же химическим законам.

Если на дух одновременно воздействуют много впечатлений или идей, то иногда имеет место процесс, подобный химическому соединению. Если конкретное сочетание впечатлений повторялось в опыте настолько часто, что каждое из них легко и мгновенно вызывает в уме всю группу, то идеи этих впечатлений иногда сливаются друг с другом в одно целое и кажутся уже не несколькими идеями, а одною – точно так же, как при быстрой смене перед глазами цветов спектра получается ощущение белого цвета. В этом случае правильно будет сказать, что семь цветов спектра производят белый цвет.

Точно также и относительно сложной идеи надо сказать, что она есть результат или порождение простых идей, а не то, что она состоит из них. Здесь мы имеем случаи психической химии: простые идеи порождают, а не составляют своею совокупностью идеи сложные. Знание же свойств простых идей не устраняет необходимости экспериментального изучения свойств позже возникшего явления (как знание свойств кислорода и водорода не устраняет необходимости изучения свойств воды).

Милль пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:

 

1.
сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);

2.
смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);

3.
интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).


Теория «ментальной химии» Милля-младшего сыграла важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного направления, хотя и перечеркивала всю систему «ментальной механики» Милля-старшего. Эта теория знаменует собой этап начала кризиса ассоцианизма.

Дальнейшее развитие психологии связано с эволюционной теорией Дарвина. С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата – об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.

Эволюционный подход в психологии отразился в концепции ^ Александра Бэна (1818-1903). В работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» он доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании человека, но и те, которые лежат в основе его поведения. Большое внимание Бэн уделял рефлексам, инстинктам, навыкам. Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа.

Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в противоречие причинной тенденцией в психологии, где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декарта, рефлекс. Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно.

Навык образуется в результате спонтанных движений, т.е. беспорядочно повторяющихся случайных движений, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху.

Большое внимание Бэн уделял факторам, которые определяют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому. Апеллируя к эволюционной теории, он доказывал, что как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, а постепенно. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.

Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения.

Если Бэн способствовал фактическому изменению предмета психологии, то теоретическое обоснование этому было сделано социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер был основателем позитивизма, в русле которого он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции.

Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.о., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.

Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Т.о., и внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования, невозможные при сведении психики только к сознанию. Он подчеркивал уникальность психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология).

В своей работе «Основы психологии», вышедшей в 1872 г., Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Т.е. на смену механистической детерминации пришла детерминация биологическая. Психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни существа усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

В генезисе психики Спенсер выделял несколько этапов (частных форм адаптации к среде):

ощущение рефлекс

чувства инстинкт

память навык

разумволевое поведение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.