Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Развитие психологии на рубеже 19-20 веков






 

1.
Структурализм

2.
Вюрцбургская школа

3.
Функционализм

4.
Французская психологическая школа

5.
Описательная психология


Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением единой психологии на ряд школ. Речь шла о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой с сознанием. В центре внимания оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни.

 

1.
Структурализм


Суть стратегии познания, которая была предложена в рамках интроспективной психологии на первых порах, был элементаризм, проявляющийся у Вундта. Вся линия интроспекционизма, идущая от Декарта и Локка через ассоциативную психологию (ментальная механика Милля) к психологии Вундта, тесно связана с этой стратегией. Однако до логического конца эту стратегию довел ученик Вундта американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927).

Родился в Англии, получил психологическое образование в Оксфорде. В 90-х годах переехал в Лейпциг, где стал учеником Вундта. В 1892 г. переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую научную школу.

Титченер в основном разделяет вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Свою психологию он назвал структурной психологией - «Экспериментальная психология». Согласно его точки зрения, психология должна изучать структуру – материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе.

Сознание образует особый внутренний мир. Проникнуть в него можно только с помощью метода аналитической интроспекции. Этот метод является одним из вариантов интроспекции. Из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к его значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», ибо только оно может быть воспринято интроспективно.

В отчете испытуемый не должен поддаваться установке «наивного наблюдателя» и описывать свое сознание в терминах внешних объектов; он должен делать это описание только в терминах своих ощущений. Титченер называет эту установку «наивного наблюдателя» «ошибкой стимула». Например, вместо того, чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т.е. называть только свои непосредственные ощущения (я вижу яблоко – предмет определенной формы, определенного размера, цвета и т.д.).

Результатом аналитической интроспекции должно было быть получение «сенсорной мозаики» того или иного образа, а направление, которое опиралось на подобную методологию исследования, стало называться структурализмом.

И Вундт, и Титченер находили образец для психологического исследования в современном им естествознании, а это означало расчленение избранного предмета изучения (сознания) на составляющие его элементы, которые далее не делятся. Для Титченера этими элементами были: ощущение, представление и простейшие чувствования (удовольствие-неудовольствие). Из этих элементов, по Титченеру, как из кирпичиков складывается вся наша психическая жизнь. Только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, т.к. считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.