Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Развитие психологии в Новое время






 

1.
Общая характеристика психологии в Новое время

2.
Первые теории Нового времени

3.
Рационализм в психологии

4.
Сенсуализм в психологии

1.
Общая характеристика психологии в Новое время


В Новое время психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на разуме, а не на вере. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского понимания души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования.

Новое время (15-17 вв.) – время расцвета механики, появления физики Ньютона. Этот факт наложил отпечаток и на психологию. Так в 17 в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по законам физики. Этот новый объяснительный принцип получил название механистический детерминизм.

В исследовании процессов познания психологи исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения (сенсуализм), другие отдавали приоритет мышлению (рационализм).

В начале Нового времени более распространенным был рационализм, который разрабатывался Декартом, Спинозой, Лейбницем. Это было связано с необходимостью преодоления последствий схоластики. Однако уже к середине века вместе с бурным развитием точных наук большее распространение получил сенсуализм, представленный в работах Локка и Гоббса.

Для объяснения активности тела уже не использовалось понятие «душа» (оно было отсечено при помощи «бритвы Оккама»). Для выявления источника активности были привлечены законы механики. Так появилась теория рефлекса Декарта.

Не менее важной для психологии была концепция Лейбница души-монады, в которой он доказывал, что в психике есть не только область сознания, но и область бессознательного. Впоследствии эти идеи развились в работах Гартли, Гербарта и Фрейда.

Изучались в эпоху Нового времени и проблемы нравственности. Решение этой проблемы во многом совпадало с позицией ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию, а части и вызываются ее. Поэтому они также связывали свободу с преодолением аффекта и разумной регуляцией поведения.

 

2.
^ Первые теории Нового времени


Уже в конце 16- начале 17 в. в психологии оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами Ф.Бэкона и Р.Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, второй развивал рационалистический подход.

Английский мыслитель ^ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) принадлежал к знатному английскому роду (его отец около 20 лет был хранителем большой печати Англии). Атмосфера, царившая в доме, наложила отпечаток на ценности Бэкона, и он всю жизнь стремился к занятию высоких должностей при дворе. Бэкон получил блестящее образование, учился в Кембридже. Однако на всю жизнь Бэкон сохранил неприязнь к Аристотелю, т.к. Аристотель олицетворял для Бэкона стиль схоластического мышления.

В 32 года он заседает в палате общин. Однако королева лишь консультировалась с Бэконом по поводу тех или иных правовых вопросов, а он хотел штатной должности королевского адвоката. И он добивается этой должности, а затем становится хранителем большой печати и пэром Англии. Естественно, он втянулся в придворные интриги. Он был обвинен в коррупции, признал это обвинение и отказался от защиты, заявив, что разделял злоупотребления своего времени, за что был заключен в Тауэр и приговорен к крупному штрафу. После освобождения он уехал во Францию и полностью посвятил себя науке.

^ Задачу науки Бэкон видел в покорении природы и усовершенствовании человека. Для достижения этого Бэкон разработал программу перестройки всей системы научного знания, основной целью которой была борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой.

В своем творчестве Бэкон призывает отказаться от пустых изучений «метафизических» вопросов о сущности, бессмертии, частях души, а перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических процессов и явлений как таковых: «Тот, кто занимался науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».

Т.е. Бэкона не удовлетворяют как схоластические словопрения, так и несистематические эмпирические наблюдения, бессмысленный сбор фактов. Необходим метод, который объединил бы теорию и эмпирию: «Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его».

Таким методом должен стать предложенный им опытно-индуктивный метод. Для наук, получающих данные на основе чувственного опыта, методом доказательства служит эксперимент. Эксперимент – это не созерцание и наблюдение, а изменение явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Человек обретает власть над природой, искусно задавая ей вопросы и вырывая у нее тайны с помощью специально изобретенных орудий (термометров, барометров, микроскопов, маятников и др.). Т.о., в эмпиризме, в отличие от сенсуализма, решающая роль придается эксперименту.

Для теоретических же наук методом доказательства служит новая индукция. Индукция Бэкона предполагала постепенное и непрерывное восхождение от ощущений и частностей к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных. Это позволяет избегать ошибочных обобщений.

Свой новый метод – индуктивную логику – Бэкон понимал как орудие познания, органон (поэтому свой главный труд он назвал «Новый органон»). Вооружив людей этим методом, как циркулем, можно дать людям одинаковые возможности, и это сделает науку доступной каждому.

Необходимым условием для построения новой науки является очищение разума от идолов, призраков, т.е., от того, что мешает человеку познавать истину. «Учение об идолах» было важной частью его методологии. Он выделяет четыре вида идолов – два вида врожденных и два – приобретенных:

^ Идолы рода связаны с особенностями строения и функционирования органов чувств человека (чувства могут быть ложными).

Идолы пещеры – заблуждения отдельного человека, субъективность познания: «У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

^ Идолы площади (рынка) – использование слов, не всегда адекватных реальности: «Люди объединяются речью. Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Слова прямо насилуют разум и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

^ Идолы театра – заблуждения, связанные с привязанностью к какой-либо теории, с преклонением перед авторитетом: «Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры».

Освободиться от этих призраков можно, лишь вооружив разум орудиями познания – экспериментом и индуктивной логикой.

Важную роль в становлении объективной науки Бэкон отдавал математике, считая ее «великим приложением» к наукам.

Принципы, сформулированные Бэконом, стали общими методологическими принципами построения науки Нового времени, в том числе и психологии. Бэкон впервые высказал идею возможности подлинно научного исследования человеческой психики. При этом он был приверженцем теории двух истин, считал, что религия и наука образуют самостоятельные области, которые нельзя смешивать. Соответственно, существует душа боговдохновенная и душа чувственная. Боговдохновенную душу изучает богословие, а чувственную душу - философия и психология.

Чувственная душа у животных и человека общая. Но у животных она основная, а ее органом является тело. А у человека чувственная душа – это орган боговдохновенной души. Предметом науки Бэкон считал способности души: разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. Кроме способностей души психология должна изучать произвольные движение, раздражимость и ощущения. Таков был план развития психологии, предложенный Фрэнсисом Бэконом в 17 в.

Французский математик, естествоиспытатель и философ ^ Рене Декарт (1596-1650).

Он избрал теоретическую модель организма как автомата – системы, которая работает механически. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, освобождалось от ее влияния и вмешательства.

Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Сам термин «рефлекс» в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги

Достоверное знание об устройстве нервной системы было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»).

Декартова система рефлекса полагала, что внешний импульс приводит эти «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет, обжигая руку, вынуждает ее отдернуть. Происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Появившийся после Декарта термин «рефлекс» и означал отражение. Т.о., прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма – механистический детерминизм

Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе.

До Декарта вся деятельность по восприятию и обработке психического материала считалась производимой душой. Теперь же доказывалось, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Не становится ли душа в таком случае «безработной»?

Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание, какое только может быть у субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого другого. Душа определялась по единственному признаку – непосредственной осознаваемости своих явлений.

Освобождение живого тела от души было поворотным событием в психологии того времени. Причем, не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях освобождалась от тела. Такая философская позиция, признающая существование двух независимых субстанций – души и тела, получила название дуализм.

Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки. Во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения.

Тем самым произошел поворот в понятии о «душе». Отныне предметом психологии становится сознание.

По Декарту началом всех начал в философии и науке является сомнение. Следует сомневаться во всем, естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: «Я мыслю». А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. Отсюда знаменитый Декартов афоризм: «Я мыслю, следовательно, я существую». Поскольку же мышление это единственный атрибут души, значит, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри. (Бессознательной психики не существует). В дальнейшем это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией, а концепцию Декарта – интроспективной.

С Декарта идет величайшее заблуждение психологии. Этим заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс и осознавать его можно только одновременно, что нет неосознаваемых психических процессов.

В содержании сознания Декарт выделяет три вида идей: порожденные самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции. Эти идеи дают лишь знания об отдельных предметах и явлениях.

Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Это более полные идеи и совершенные, чем идеи первого рода, но и они не позволяют познать сущность окружающего мира и себя.

Врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. Такой подход называется рационализмом. Метод, с помощью которого человек постигает содержание врожденных идей – рациональная интуиция. Главными врожденными идеями являются идеи Бога, «Я» и числа.

Под интуицией он понимал «не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильного воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Интуитивному познанию можно научиться упражнением, хотя есть люди более и менее одаренные.

Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний является дедукция (доказательство от общего к частному). При этом интуитивное знание, порожденное естественным светом разума, благодаря своей простоте более достоверно, чем дедукция. Мы можем мгновенно постичь умом, что треугольник ограничивается тремя линиями, хотя логическое доказательство этого факта заняло бы у нас длительный период времени. Т.о., главное требование к интуиции – знания должны быть ясными и отчетливыми и постигаться одновременно, а не последовательно.

Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями и хотениями сознание – это две не зависимые друг от друга сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое он предложил, было названо психофизической проблемой.

Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.

Декарт искал в организме орган, где бы эти две несовместимые субстанции все же могли общаться. Он предложил считать таким органом одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Это эмпирическое «открытие» никто всерьез не принял. Однако проблема отношений души и тела (психофизическая проблема), поставленная Декартом, на столетия поглотила интеллектуальную энергию множества умов.

 

3.
^ Рационализм в психологии


Рационалистическая теория познания получила дальнейшее развитие в концепции Бенедикта Спинозы (1632-1677). Спиноза родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Учился в религиозном училище, готовясь стать равином. Обучение не закончил, т.к. надо было помогать отцу. После смерти отца Спиноза занялся изучением латыни, математики, медицины и философии. Наибольшее влияние оказали на него произведения Декарта. За критику иудейского учения Спиноза был проклят и изгнан из еврейской общины. После этого он покинул Амстердам, поселился в деревушке, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию шлифованием линз.

Несмотря на уединенный образ жизни, Спиноза поддерживал контакты с выдающимися учеными своего времени – Бойлем, Лейбницем. За несколько лет до смерти ему было предложено место профессора в Гейдельбергском университете, от которого ученый отказался. Он возродил в 17 веке идеал античности – мудрость в уходе от политической активности, в уединении и занятии науками, в размышлении. Главный труд Спинозы «Этика», над которым он работал 12 лет, был закончен за два года до смерти.

Как и Декарт, Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. Для обоснования своих психологических взглядов он избрал геометрию (теоремы, аксиомы, доказательства).

Преодолевая дуализм Декарта, Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является единой, неделимой и вечной реальностью. Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней (пантеизм – философское учение, отождествляющее бога с природой). Субстанция обладает бесконечным числом характеристик. Человеческий ум способен познать только два – мышление и протяжение (распространенность). Т.о., душа и тело, мышление и протяжение рассматриваются Спинозой как два свойства единой и неделимой субстанции. Отсюда его вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело.

Идея целостности субстанции становится основополагающей в подходе Спинозы к проблемам познания. Поскольку субстанция одна, она остается одной и той же, понимаем ли мы ее под атрибутом мышления или под атрибутом протяжения. Например, круг, существующий в природе, и идея этого круга есть одна и та же вещь, только выраженная разными способами. Соответственно, познавая природу или познавая себя, мы познаем одну и ту же связи причин, один и тот же порядок или закон. Т.о., Спиноза утверждал принципиальную познаваемость мира.

Сущность человеческой души, по теории Спинозы, состоит именно в познавательной деятельности и связана с наличием в душе понятий, или идей. Он выделял три вида идей, или три ступени процесса познания:

- мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта. Это идеи смутные и искаженные, они не являются истинными;

- рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений. Это общие понятия (прежде всего математические), ясные и отчетливые идеи;

- интуитивное знание – истинное, объективное знание о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно.

Познание второго и третьего рода истинно, только с его помощью мы можем отличить истинное от ложного. Это адекватное познание рассматривает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая законы мира.

Как и все представители рационализма, Спиноза утверждал приоритет именно интуитивного знания, связывал с интуицией безграничные возможности познания человеком себя и окружающего мира.

^ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии. Выросший в атмосфере научных исследований, Лейбниц еще в школе решил посвятить свою жизнь науке. Он занимался проблемами минералогии и геологии. Его интересовали теория денег, монетные системы, вопросы истории, языкознания, физики, политики и экономики. По просьбе Петра 1 он разрабатывал план создания Академии наук в С-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России. Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления. По этому поводу у него возник весьма тяжкий спор о приоритете с Исааком Ньютоном. Ньютон на 10 лет раньше, чем Лейбниц, взялся за исследование, вылившееся в открытие дифференциального исчисления, но Лейбниц уже в 1684г., т.е. за три года до Ньютона, опубликовал сообщение об аналогичном открытии. В заслугу Лейбницу должно быть поставлено то, что трактовка дифференциального исчисления была связана не только со значительно более удобной, чем у Ньютона, символикой, но и с глубокими идеями общефилософского характера и более широким пониманием роли математических абстракций в познании вообще.

Лейбниц внес свой вклад не только в математику. В 20 лет он написал диссертацию «О комбинаторном искусстве», о которой создатель кибернетики Норберт Винер скажет, что она начинает собой эру кибернетики. Многогранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися учеными. Переписка Лейбница насчитывает более 15 тыс. писем, адресованных примерно 1050 лицам.

После окончания Йенского университета он выбрал специальность юриста, по которой защитил докторскую диссертацию. После этого Лейбниц состоит на службе у власть имущих: сначала у курфюрста города Майнца, затем при одном герцогском дворе, где он состоял заведующим придворной библиотекой и одновременно занимался наукой. Одно время он состояли на службе у Петра 1 в звании тайного юстиц-советника. Последние годы его жизни проходили нелегко. Англичане ненавидели его как противника Ньютона, немцам он был чужд и опасен как человек, перетолковывающий все общепринятое по-своему. Ему то и дело давали понять, что он больше не нужен и даром ест свой хлеб. При странных обстоятельствах Лейбниц скончался 14 декабря 1716 года. Прописанное ему лекарство от подагрических приступов, которыми он страдал, лишь приблизило конец, и вскоре после приема снадобья последовала мучительная смерть.

Целый месяц тело философа лежало в церковном подвале без погребения. Лютеранские пасторы, называвшие Лейбница безбожником, не разрешали похоронить его на христианском кладбище. Когда, в конце концов, скромный кортеж направился к могиле, за гробом шло только несколько человек, почти все случайные лица, а от двора не присутствовал никто. Только Парижская академия торжественно почтила память Лейбница.

Значительное место в системе научных взглядов Лейбница занимали вопросы философии и психологии, прежде всего, теория познания («Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология»).

С позиций последовательного рационализма, опираясь на законы и методы математики, он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным.

Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил. Т.о., он говорил о существовании множества субстанций, названных монадами (греч. монос - единое) (Спиноза говорил о существовании единой субстанции). Монада – это идеальная единица, духовная субстанция, обладающая психической активностью.

Основными свойствами монад являются восприятие (перцепция) и стремление. Перцепцию следует отличать от сознания – апперцепции. Лейбниц считал ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия: «Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, есть величайшее заблуждение». Представление о психическом расширялось, т.к. в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное.

Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-монада обладает способностью к апперцепции, т.е. обладает сознанием и самосознанием, и представляет собой высший уровень развития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга по своим свойствам и не существует двух совершенно тождественных монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, замкнутой единицей, которая «не имеет окон». Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе, со стороны другого лица. Оно вызывало наибольшую критику отдельных школ, т.к. такое понимание сущности личности не объясняет роль культуры в ее саморазвитии.

Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по этому принципу всю психическую жизнь человека как непрерывный процесс, охватывающий сознательное и бессознательное. Сознание Лейбниц представлял не в виде суммы элементов, а в виде интеграла. Малые перцепции, или неосознаваемые восприятия, интегрируясь, переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или сознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти. Т.о., величайшей заслугой Лейбница является разработка понятия о бессознательном.

В душе-монаде выделяются три области - ясного, отчетливого знания, смутного знания и бессознательного. В своих воззрениях на проблемы познания он стоял на позициях рационализма. Существуют три ступени познания, или три вида идей. Первая ступень – это чувственное познание или понятия, которые мы образуем на основе данных наших органов чувств. Таким образом человек получает знания об отдельных качествах предметов, таких, как цвет, запах, звук, вкус. Но данные наших органов чувств не дают нам знания сущности познаваемых качеств, и мы пользуемся ими, «как слепой своей палкой». Вторая ступень – это одновременно чувственные и умопостигаемые понятия, которые открывают связи и отношения и строятся на основе обобщений данных органов чувств. Третья ступень – умопостигаемые понятия или знания, которые выводятся из разума и не нуждаются в опоре на чувственное восприятие. Это знание о всеобщем и необходимом. Чувственное познание Лейбниц трактовал как низшую ступень и смутное знание, вторая и третья ступени дают нам идеи понятные и отчетливые. Он не отрицал чувственного познания как такового, но познание всеобщих и необходимых истин связывал именно с разумом.

Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания и идеи, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными. Развивая идеи Декарта о роли интуиции в процессе познания, Лейбниц окончательно разделил ее на два вида - сущностную и опытную. Он подчеркивал, что бессознательную часть души можно познать только интуицией, а не логическим мышлением, которое в этом бессильно. Т.о., частично была введена та связь между интуицией и мистикой, которая затем заняла доминирующее место в отечественной психологии.

Обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, Лейбниц подверг критике взгляды Декарта о возможности воздействия души на тело. Он считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не законами природы, а божественной мудростью. Она проявилась в «предустановленной гармонии» между психическим и физическим. Обе сущности совершают свою работу автоматически, в силу внутреннего устройства. Но так как они запущены в движение с величайшей точностью, складывается впечатление их зависимости друг от друга. Они подобны паре часов, которые в любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Впоследствии идея «предустановленной гармонии» получила в психологии название психофизический параллелизм.


4.
Сенсуализм в психологии


Концепциям рационализма противопоставляет свою концепцию английский ученый ^ Томас Гоббс (1588-1679).

Гоббс отвергал существование разумной души как особой нематериальной субстанции, преодолевая как деизм Бэкона, так и дуализм Декарта. Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. Значительное влияние на становление взглядов ученого оказали идеи Галилея, с которым он был знаком лично, а также открытие кровообращения соотечественником Гоббса Уильямом Гарвеем. Механистический детерминизм Декарта в теории Гоббса получил свое законченное выражение в понимании жизнедеятельности человека как процесса, в котором «сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы - колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела». Гоббс пошел дальше Декарта, распространив принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека, которая в его теории рассматривается как эпифеномен (эпи- над, возле) материального мира.

Ощущение – это результат, эффект, который произведен внешним предметом в теле. Это своего рода призрак, тень, эпифеномен реальных процессов, имеющих материальный субстрат. Подход Гоббса к пониманию психики, как и у Лейбница, развивался в русле психофизического параллелизма, точнее, эпифеноменолизма: согласно этому учению, психические процессы не имеют самостоятельного значения в жизни человека.

Из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в таком порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Впоследствии такую связь назвали ассоциацией. Об ассоциациях писали и Декарт, и Спиноза, и Лейбниц, связывая с ними низшие формы познания, но в теории Гоббса ассоциация стала универсальным законом психической жизни.

Подвергая критике теорию врожденных идей Декарта, Гоббс последовательно претворял в жизнь линию Бэкона, подчеркивая эмпирическое, опытное происхождение человеческого знания, источником которого служат данные органов чувств: «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения».

С позиций детерминизма Гоббс обращался и к решению проблемы свободы воли. Он, как и Спиноза, отвергал свободу воли, подчеркивая, что свобода не противоречит необходимости. Он сравнивал поведение человека с течением реки, вода которой движется свободно и вместе с тем необходимо по своему руслу. Такое же совмещение свободы и необходимости Гоббс отмечал и в человеческих поступках. Воля, по мнению Гоббса, является производной от двух основных мотивов человеческого поведения – стремления (или влечения) и отвращения. Одна и та же вещь может вызвать в человеке то влечение, то отвращение, то желание действовать, то желание избежать этого действия (борьба мотивов). Результат, итог борьбы мотивов и будет волей. Только с этой точки зрения и можно говорить о свободе воли.

Продолжателем линии сенсуализма и эмпиризма в психологии стал английский мыслитель Джон Локк (1632-1704). Линия эмпирического изучения сознания у него разработана настолько, что Локка называют «отцом эмпирической психологии». Он родился в пуританской семье. Его отец участвовал в военных действиях армии Оливера Кромвеля. Несомнено. На будущие взгляды философа оказала свое влияние весьма жестокая борьба между представителями различных религиозных течений тогдашней Англии – кальвинистов и католиков. Известно, что многие свои работы Локк посвятил проблеме веротерпимости, признавая право человека на свободу совести. Учился Локк в монастырской школе, где господствовала схоластика, где учеников оберегали от различных новых философских учений как от будоражащих умы ересей. Та же атмосфера была и в Оксфордском университете, где Локк продолжил учебу. Но, как и Декарт, Локк не принимал схоластику и поэтому не захотел принять духовный сан. Это означало конец карьеры в университете, хотя вначале Локку разрешили преподавать некоторые предметы – греческий язык, риторику, этику. Параллельно он самостоятельно занимается медициной, физикой, химией. Его ближайшим другом становится известный физик Роберт Бойль. Потом Локк решил вообще порвать с университетом и живет как домашний врач и воспитатель в семье графа Шефтсбери, с которым он делил все превратности его судьбы. Когда граф впал в немилость, Локк вместе с ним эмигрировал в Голландию, где он и начал писать свои научные труды. Он был лично знаком с Исааком Ньютоном и неоднократно беседовал с ним. Возвратиться на родину ученый смог только после смерти своего друга, когда изменилась ситуация в Англии в результате революции. По возвращении Локк публиковал свои статьи и трактаты, главным из которых можно назвать «Опыт о человеческом разумении», который он писал 16 лет. В последние годы жизни он поселяется в поместье своего друга леди Мэшем. В этом доме Локк опять становится воспитателем сына леди Мэшем, и, наверное, не случайны педагогические труды Локка, который был педагогом по призванию. Здесь он и умер от тяжелой формы астмы в 1704 году.

Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний человека. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях», поэтому исходным пунктом теории Локка стала критика концепции врожденных идей.

Прежде всего, критике Локк подверг критерии врожденного знания, такие, как его первичность по отношению к остальному, неврожденному знанию. Доказательство отсутствия какого-либо врожденного знания Локк построил на данных этнографии, медицины, детской психологии. Он говорил, что если бы врожденные идеи существовали, они были бы известны и ребенку, и взрослому, и идиоту, и представителям народов, стоящих на низкой ступени развития. Но каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей, на собственном опыте убедился в том, что процесс овладения знаниями у детей сопряжен с большими трудностями. «Ребенок не знает, что три и четыре - семь, пока не научиться считать до семи и не получить имени и идеи равенства. Истина положения выявилась для него, как только в его душе закрепились ясные и определенные идеи, обозначаемые упомянутыми словами. И тогда ребенок познает истинность этого положения на том же основании, и тем же самым способом, каким он узнал, что розга и вишня не одно и то же …»

Локк доказывал, что не существует не только общих врожденных теоретических и логических знаний, но и общих практических истин. У разных народов разные языки, разные политические и моральные убеждения, законы и представления о добре и зле, которые могут быть прямо противоположными. Критика теории врожденных идей стала основой для построения сенсуалистической теории познания

Если врожденных идей в сознании нет, то психика, сознание человека при рождении – это чистая доска, «tabula rasa», которую жизнь заполняет собственными письменами (чистый лист, пустая комната).

Единственным источником знания является чувственный опыт человека. Локк выделял два вида опыта – внешний, или ощущения, и внутренний, или рефлексию. Внутренний опыт или рефлексия, дает человеку знание о самом себе. Рефлексия в теории Локка – это тоже опытное, а не рациональное знание, как у Декарта или Спинозы.

Ощущения дают знания об окружающем мире (идеи желтого, горячего, кислого). Ощущения – не только начальный этап познания, но и единственный пусть приобретения знаний о внешнем мире. Однако Локк рассматривал их как пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи.

Локк: «Другой источник, из которого опыт снабжает разум идеями, есть внутреннее восприятие действий нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, они доставляют разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Таковы «мышление», «рассуждение», «желание», «сомнение». Я называю второй источник рефлексией, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя»

Т.о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлектировать (наблюдать) эту свою деятельность. Тем самым он обосновывает метод изучения собственной психической деятельности – метод «внутреннего восприятия», самонаблюдения, который долгое время считался в психологии единственным методом познания собственной душевной деятельности. Отсюда классическое определение сознания, данного Локком - сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Никакого другого доступа в этот замкнутый мир нет: «Если я мыслю, но об этом не знаю, никто другой не может знать этого» Т.о., существует только один путь проникновения в сознание – путь внутреннего восприятия собственных психических процессов.

Локк вводит понятие о первичных и вторичных качествах предметов. ^ Первичные качества находятся в самих вещах и являются их реальным качествами. К ним относятся протяженность, плотность, движение, покой, форма, число. Они всегда объективны и не зависят от восприятия человека. Вторичные качества не находятся в предметах, их возникновение связано со спецификой органов чувств. Это цвет, запах, вкус, т.е. качества, которые существуют только в сознании человека, и которыми он наделяет предметы.

Психика представлялась следующим образом: при появлении в сознании идей ощущения ум пассивен – как только появится перед глазами объект, ощущения его свойств автоматически появляются в сознании. Правда, при одном условии: если это воздействие достаточно сильно, чтобы вызвать ощущение (порог восприятия).

Память – более активный процесс, ведь это способность вызывать по своему произволу некоторые идеи, которые «закрепились» в сознании благодаря частому повторению или особенной силе впечатления. Важным моментом для последующего развития психологии является тот факт, что Локк использует термин ассоциация. Локк считал, что некоторые наши идеи имеют естественную связь между собой (мед - сладкий вкус, положительные эмоции). Наш разум должен поддерживать эти идеи вместе. Но есть и другая связь идей, целиком обязанная случаю: идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых идей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна идея проникает в разум, за ней сразу появляется и соединенная с ней идея. Именно такое неверное соединение в уме идей, которые не связаны друг с другом и не зависят друг от друга, Локк называл ассоциацией. Локк видел в них причину человеческих предрассудков и заблуждений.

Мышление – наиболее активная деятельность ума. В результате операций мышления: сравнения, абстрагирования, обобщения – простые идеи, которые выступают элементами знаний, превращаются в сложные. Сложные идеи – результат работы разума. Развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей создаются сложные.

Из подобного отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата возникло в дальнейшем понимание предмета психологии. Отныне на место этого предмета претендовали явления сознания. Их порождают два опыта – внешний, который исходит из органов чувств, и внутренний, накапливаемый работой собственного разума индивида.

Такова механистическая теория сознания, которая органично вписывалась в механистическую картину мира Ньютона. Механика в то время была образцом для всех наук.

Doc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.