Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Концепции эллинизма






 

1.
Школа киников.

2.
Проблема нравственности в учении Эпикура.

3.
«Внутренняя» и «внешняя» свобода в теории стоиков

 

1.
Школа киников.


В период эллинизма античная психология была ориентирована на исследование более локальных проблем, имеющих практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности.

Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако, не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в себе самом. Ярким представителем школы киников является Диоген Синопский (400-325 гг. до н.э.).

Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней:

 


  • аскеза – отказ от комфорта и благ, которые дает общество;

  • ападейкия – игнорирование знаний, накопленных обществом;

  • автаркия – игнорирование общественного мнения: похвалы, порицания, насмешек, оскорблений.


Фактически киники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативную реакцию по отношению к обществу. Естественно, что такое понимание этических норм не могло получить большой популярности. Более распространенным был подход Эпикура (341-270 гг. до н.э.).
^ 2. Проблема нравственности в учении Эпикура

Эпикур в 18 лет приехал в Афины, где начал учиться в Академии Платона. После учебы он много путешествовал, преподавал. В 35 лет он купил в Афинах дом с большим садом, котором открыл свою школу «Сад Эпикура». Надпись на воротах гласила: «Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие – высшее благо».

Школа Эпикура в своих представлениях о природе опиралась на атомизм Демокрита, внося в него важную коррективу. (За диссертацию о различии между философией Демокрита и Эпикура Карл Маркс получил диплом доктора философии). Эпикур ввел новое свойство атомов – вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку.

Раз атомы могут самопроизвольно менять свою траекторию, а душа – разновидность атомов, то допускалась самопроизвольность душевных изменений, их случайный характер. Следовательно, самой природой заложена возможность самопроизвольных поступков, т.е. свобода выбора. Усилием воли человек может менять свои поступки, изменять свою судьбу.

Нравственность – основное качество, которое отличает человека от других живых существ. Главная роль в регуляции поведения человека отводится эмоциям. Все, что вызывает положительные переживания, является нравственным. При этом Эпикур писал о том, что истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью.

Весь смысл учения заключался в том, чтобы, проникнувшись им, люди спаслись от страха, главным образом страха перед смертью, загробными муками. С его точки зрения, не страх перед смертью, но собственная воля должны удерживать человека от дурных поступков. Страх не может привести к нравственности, так как в его основе лежит страдание. Учение об атомах служило именно этой цели. Живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Т.о. Эпикур показывает, что освобождение от страха смерти возможно и с позиций материализма.

Кроме того, он высказал важную мысль о том, что любой страх (перед учителями, правителями, богами) тормозит развитие человека. Эпикур проповедовал атеизм, т.к. Боги хотя и существуют, но не вмешиваются в жизнь людей. Это погруженные в блаженство высшие существа, которых не надо бояться, не надо надеяться на них и опираться только на себя, свои потребности и мотивы, свои понятия о добре и зле.

Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т.е. в состоянии душевной невозмутимости. Атараксия достигается воспитанием, размышлением. Человек, достигший ее, стремится «прожить незаметно», т.е. не участвовать в политике, в бесплодных спорах с неучеными людьми, которые не могут понять высказываемых ученым мыслей. Только уединение и размышления с близкими друзьями дают настоящее наслаждение и приводят к открытию истины.

В позиции Эпикура были уязвимые места, которые помешали широкому распространению его концепции. Прежде всего, к ним относится отсутствие четких критериев добра и зла нравственного и безнравственного поведения. Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то нравственным в ряде случаев придется признать поступок, который приносит боль другому, а это не может уже считаться добродетелью с позиции общества.

Кроме того, Эпикур призывал опираться только на собственные силы, не бояться неудач и осуждения. Но, по мнению многих ученых, такое воспитание приемлемо для сильных людей, но может быть опасным для слабых, которым нужна помощь и поддержка.
^ 3. «Внутренняя» и «внешняя» свобода в теории стоиков

О внутренней независимости говорили и стоики. Эта школа разработала более приемлемую для большинства людей этическую концепцию и постепенно получила широкое распространение.

Эта школа получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» - портик храма), где ее основатель Зенон (336-264 гг. до н.э.) проповедовал свое учение. Термин стоики обозначал твердость духа и постоянство. В римский период (I-II вв. н.э.) эта школа была одной из самых распространенных, к ней принадлежали видные политики Сенека, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий.

Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики рассматривали человеческую душу как одну из таких модификаций. После смерти тела душа умирает, поскольку атомы души, как утверждал и Демокрит, рассеиваются в воздухе. Однако умирает душа не сразу, а постепенно, теряя изначальную форму и концентрацию атомов. Это время дается человеку на то, чтобы его мысли, открытия вместе с атомами его души в процессе дыхания передались другим людям. В этой идее прослеживаются взгляды Аристотеля на передачу знаний уже с учетом концепции атомизма.

Одним из главных в концепции стоиков является вопрос о свободе духа. Свобода духа не тождественна свободе действий. В мире есть только три категории – благо, зло, безразличие. Благо – все то, что соразмерно с природой человека, в том числе выдержка, умеренность, разум. Зло – излишества, аффекты. Безразличие – то, что относится только к внешней стороне жизни людей: богатство и бедность, красота и уродство, знатность и т.д. То, что относится к третьей категории, ничего не прибавляет к внутренней силе человека, к благу, поэтому нет смысла впадать в отчаяние при разорении либо болезни.

Т.о., один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того мира, в который попадает. Он может только с достоинством играть ту роль, которая ему уготована. У человека есть две формы свободы – внешняя и внутренняя. Внешняя свобода, т.е. выбор пьесы и роли, недоступна человеку, но внутренняя свобода - способ игры этой роли – всецело в его воле.

Главный нравственный закон стоиков гласил: личная свобода проявляется в том, что каждый человек может сохранить свою сущность, свое достоинство при любых обстоятельствах. Человек ранних лет должен понять, что он не в силах изменить свою судьбу, уклониться от нее. Сенека писал: «Судьба ведет того, кто хочет, и тащит того, кто не хочет». Поэтому хочет человек или нет, он все равно будет выполнять волю рока.

Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, «божественному огню», который является Логосом или судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу. Задача человека – смириться с неизбежным и быть мужественным пред лицом неотвратимой необходимости. Стоицизм распространился в Древнем Риме на рубеже старой и новой эры, когда возникают диктатуры римских императоров.

Стоики утверждали, что несчастен не тот, кто исполняет чужие приказания, а тот, кто исполняет их против воли, поэтому надо приучить себя желать того, что требуют обстоятельства. С этой точки зрения рабом является любой человек, который требует от жизни невозможного и находится в рабстве у страха, зависти, жадности.

Свобода духа проявляется и в возможности уйти из жизни, если она тебя не устраивает. Они были убеждены, что рок может отнять у человека жизнь, но не смерть, которую выбирает несмирившийся человек, предпочитая достойную смерть потере личной свободы. Неважно, длинна или коротка жизнь, важно, чтобы она была достойно сыграна.

В концепции стоиков не было идей о пассивности, беспомощности людей. Наоборот, она была преисполнена веры в человека, в могущество его разума. Сенека писал о том, что деятельный человек не станет отчаиваться, если у него что-либо не получается: «Не судьба!». С ранних лет детям внушали, что они могут все понять и преодолеть, что, несмотря на внешние ограничения (бедность, болезнь, рабство) в нравственном и интеллектуальном плане ребенок ничем не отличается от более удачливых сверстников, и потому законы и требования доля него те же, что и для них.

Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты. Стоики объявили вредными любые аффекты. В них усматривалась «порча разума», поскольку они возникают при неправильной деятельности ума. От аффектов следует лечить как от болезней. Их нужно «с корнем вырывать из души». Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Поэтому человеку необходимо научиться соблюдать внешние правила поведения, диктуемые его ролью, чтобы получать как можно меньше замечаний, ущемляющих его достоинство.

Т.о., главной опасностью в процессе этического воспитания для стоиков, как и для Платона, была стихия чувств, которую необходимо обуздать в детях для их же пользы. Полное владение собой, спокойствие, которое не нарушается никакими житейскими волнениями, есть признак наивысшего психического здоровья. Поэтому важно уже в детстве обучать людей упражнениям, помогающим борьбе с аффектами.

Стоики разработали теорию аффектов и способы борьбы сними. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями и доказали, что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются психологические – возникает мысль о том, что что-то случилось, и желание реагировать. Соответственно и при борьбе с аффектами телесные выражения, движения играют большую роль, усиливая аффект. Поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение, так как тогда с ним будет труднее бороться. Об этом позже писал и Дарвин, исследуя связь эмоций с выразительными движениями. Стоики подчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с ним.

Последней значительной вехой на пути развития античной психологии является учение ^ Плотина (205-270 гг.). Его учение названо неоплатонизмом, поскольку, отправляясь от учения Платона, Плотин внес в него собственную трактовку души.

Активность души у Плотина направлена, во-первых, к мировому разуму, во-вторых, к чувственному миру (включая тело), и в третьих, к самой себе. В этих обращениях душа черпает различные знания. Плотин выделяет три пути познания:

1 – обращаясь к телу и к природе, душа получает знания о окружающем и внутреннем мире посредством ощущений;

2 – обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент этого слияния (экстаза) знания, находящиеся в мировой душе, переливаются в индивидуальную душу, становясь ее достоянием. В состоянии экстаза человека ощущает свое единство с мировым разумом.

3 – обращаясь к себе, душа получает знания о своей духовной жизни. Эти знания позволяют человеку выстроить представления о себе, осознать себя уникальным субъектом.

Так в психологии появился метод самонаблюдения, интроспекции, который стал важнейшим методом изучения психики, а на протяжении нескольких веков и единственным методом психологии. У Плотина психология впервые становится наукой о явлениях сознания.

Учение стоиков завершает этап античной психологии. Дальнейшее развитие психологии характеризуется переходом от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Анализ развития психологии с VII–V вв. до н.э. до III-IV вв. н.э. показывает, что именно в этот период были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе исследования психики, развивался сам предмет психологии.

Ведущими проблемами психологов античности были:

- движущие силы и механизмы психического развития,

 


  • регуляция поведения человека,

  • качественные отличия его психики от психики животных,

  • особенности процесса познания.


Достижения первых психологов, также как их заблуждения и ошибки, стали основой для построения следующих концепций

Doc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.