Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИРЕМНӘР. 1.Придумайте по 3 примера на аналитические и синтетические виды сложноподчиненных предложений.






1. Придумайте по 3 примера на аналитические и синтетические виды сложноподчиненных предложений.

 

2. В первых шести предложениях определите вид связи (аналитические или синтетические); последующие четыре предложения преобразуйте от одного вида в другой; в последних шести предложениях поставьте знаки препинания.

1)Урта яшьлә рдә ге ир кеше җ ыйнак кына баскыч кую белә н, кешелә р самолеттан тө шә башладылар. 2) Маша китеп, биш-ун минут узуга, тагын телефон шалтырады. 3) Бу сү злә р шул чаклы да ышандыргыч итеп ә йтелде ки, карт хә тта берничә кө н мастерга карата кү ң елендә җ ылы хислә р уянуын тоеп йө рде. 4) Кулларына билетларын тоткан бү тә н юлчылар самолетка утыра башлагач кына, ул кире борылды. 5) Тагы унбиш минут чамасы узуга, Рә ис ү зе кайтып керде. 6) Ә биредә ата кешелә р ү з балалары турында шундый матур итеп сө йлилә р, тың лаган саен, кү ң ел рә хә тлә неп тора. 1) Тышта, инде кич җ иткә н булуга карамастан, кө н матурланып, яктырып киткә н иде. 2) Хә рефлә ренә карап та чамаларлык тү гел: адрес машинкада басылган. 3) Рә ис килеп кергә ндә, почта ябылыр вакыт җ иткә н иде инде. 4) Милә ү шә нең вакыты кыска иде, шунлыктан ул ө й эшлә рен бик тиз бетерде. 1) Соң гы кө ннә рдә аң а директор бү лмә сендә сирә к булырга туры килде аның барлык вакыты эшчелә р арасында ү тте. 2) Киң ә шмә ябылгач кешелә р киң баскычны тутырып аскы катка шау-гө р килеп тө штелә р дә урамда кө теп торган машиналарга утырып таралыша да башладылар. 3) Алсуга шунысы ачык иде ул Маратның кем икә нен тә мам белде хә зер. 4) Тик сезгә бер ү тенечем бар минем килү емне энегезгә ә йтмә гез. 5) Ә менә хә зер Камышев кинә т сү зсез калып машинасының почмагында сү зсез генә утырып бара башлагач Габитовка уң айсыз булып китте. 6) Автобус Югары Тегермә нлекне бер якта калдырып китеп баргач Дамирә калган араны җ ә яү лә п ү тте.

 

3. Переведите тексты на татарский язык:

а) В последнее время на западе все чаще отказываются от традиционных форм оплаты труда. На смену почасовым, помесячным и другим традиционным видам заработной платы приходят такие ее формы, которые более учитывают индивидуальный вклад работника: количество и качество труда, новаторство и инициативу работника и др. Сама жизнь заставляет искать такие пути, которые ведут непосредственно к человеку. Сегодня выгодно не заставлять работника, а сотрудничать с ним, создавать условия наибольшей экономической свободы.

б) Специфика среднего образования Великобритании такова, что английская средняя школа не представляет собой учреждения, которое обязательно, необходимо закончить, выполнив предложенную школой программу. По данным 1995 года, полный курс средней школы завершили 25 % молодежи, ежегодно в старший класс средней школы переходит 40 % учащихся. Кроме того, в компетенцию школы не входит проведение заключительного экзамена, таким образом, для англичанина школа есть учреждение, куда надо «ходить» (to go to school) до определенного возраста, а потом «покинуть» (to leave school), когда родители сочтут нужным, что ребенку пора начинать трудовую деятельность. И покидают школу не в конце учебного года, а чаще всего к рождественским или пасхальным праздникам.

 

4. Прочитайте тексты. Перескажите. Найдите примеры на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

а) Экология: табигать һ ә м кеше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.