Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15






 

ЭКОЛОГИЯ: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

Экология: табигать һ ә м кеше.

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения подразделяются на синтетические и аналитические. Аналитические придаточные предложения присоединяются к главному с помощью средств, не входящих в состав сказуемого, при этом сказуемое придаточного предложения будет иметь полную форму. В этом главное отличие между синтетическими и аналитическими предложениями, так как в синтетических придаточных средства связи входят в состав сказуемого придаточного предложения.

Аналитические предложения могут быть трех видов: относительные, образованные посредством соотносительных и вопросительно-местоименных слов, союзные, связанные подчинительными союзами и союзными словами и бессоюзные (интонационные).

Сложноподчиненные предложения синтетического типа являются особенностью татарского языка. В отличие от русского языка татарское синтетическое придаточное предложение имеет сказуемое, которое выражено неличными формами глагола и не согласуется с подлежащим: Кө з җ иткә ч, мә ктә пкә барабыз - Когда наступит осень, пойдем в школу. Сә гать уникене сукканда, алар кайтып җ итте - Когда часы стали бить двенадцать, вернулись они. Кояш чыгу белә н, табигать җ анланды – Как только взошло солнце, природа ожила. Без тү бә се биек тауларга мендек. ­Мы поднялись на горы, вершины которых высоки.

Аналитические придаточные предложения присоединяются к главному при помощи подчинительных союзов (чө нки - потому что, ки - что, гү я -будто, ә гә р - если, гә рчә - хотя, ягьни - то есть), союзных слов, относительных слов, интонации ожидания: Алар кайтып җ итә алмады, чө нки юлга кар сал­ган иде - Они не смогли приехать, так как дорогу занесло снегом. Ә тисе нин­ди, улы шундый. - Каков отец, таков и сын. Малай аң лады: ә нисе аң а ачу­ланмый инде - Мальчик понял: мать уже не сердится на него.

По законам татарского синтаксиса синтетическое придаточное предшествует главному: Моң тулы җ ыр тавышы, гармун сайравы дә вам итте. (Ш. Маннур)- Продолжались полные тоски песни, звуки гармони. Бизгә ге ү тү гә ул килеп җ итә чә к (Г. Ибрагимов).-Когда пройдет лихорадка, он придет. Аналитиче­ское придаточное предложение, связанное при помощи интонации (паузы), следует всегда за главным: Бә хете бар икан малайның, абыйсыннан хат килде (М. Амир) - Есть счастье, оказывается, у мальчишки: пришло письмо от брата. Ул хә зер белә: зур сулы авылның халкы ә йбә трә к холыклы була (М. Магдеев) - Он теперь знает: люди деревни, где есть полноводная река, обла­дают хорошим нравом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.