Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Узнать что-то новое;






17) найти заведомо необъективную информацию, а затем апелли­ровать к ней в устной или письменной полемике и т. д.

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид ре­чевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, что­бы получить необходимую информацию из текста. При этом нуж­но уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя оп­ределенные технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и кон­троля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

• использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

• коммуникативно-ориентированные задания на контроль лекси­ки и грамматики, аудирования, письма и устной речи предпо­лагают умение читать и строятся на основе письменных текс­тов и инструкций;

• упражнения на формирование и отработку всех языковых и ре­чевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДАННЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Существуют различные подходы к определению того, когда и как надо начинать обучение чтению на начальном этапе.

_________________________________ ЗАДАНИЕ

Л Определите свое отношение к данной проблеме. Используйте приведенные ниже альтернативы в качестве опор для формули­рования аргументов в защиту собственной позиции.

Проанализируйте существующие учебники по иностранным языкам для начального этапа обучения и скажите, какой путь обучения чтению выбрали авторы в каждом конкретном случае.

Определите, в какой степени выбранный авторами путь обуче­ния чтению может повлиять на ваш выбор того или иного УМК

 

Традиционно в методике обучения ИЯ говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обуче­нии любому виду речевой деятельности учитель должен формиро­вать не просто навыки, но умения, которые определены конкрет­ной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось в лекции, посвященной содержанию обучения ИЯ, далеко не каж­дый обучаемый может овладеть всем комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат^ определенные навыки, т. е. те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.

Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном слу­чае можно отнести владение различными технологиями извлече­ния информации из текста, их адекватное использование в за­висимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в до­статочной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под

угрозу.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обу­чения английскому языку на начальном этапе» (М.: Просвещение, 1998) говорят о чтении как о единстве содержательного и процес­суального планов.

Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на начальном этапе обучения чтению речь идет в первую очередь о формировании техники чтения, т. е. «процессуального

плана».

Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или ино­го навыка, но учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.

В основе формирования техники чтения лежат следующие опе­рации:

• соотнесение зрительного/графического образа речевой едини­цы с ее слухоречедвигательным образом;

• соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением.

Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.

Р. К. Миньяр-Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения:

А. Зрительный образ речевой единицы.

В. Речедвигательный образ речевой единицы.

С. Значение.

Ассоциации А—В относятся им к навыкам первой группы. Ас­социации В — С — к навыкам второй группы.

Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чте­ния. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия понимания.

Задачи учителя при формировании техники чтения заключают­ся в том, чтобы:

• как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графичес­ким образом речевой единицы и ее значением;

• последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

• сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемо­го темпа, норм ударения, паузации и интонирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.