Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования,предъявляемые к учебным текстам






В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текс­тах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учеб­ные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

Объем текста

Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те и другие важны и имеют право на существование в учебном про­цессе. При этом следует соблюдать разумный баланс и обратить внимание на следующее.

• В жизни встречаются разные тексты, и их надо уметь правиль­но читать, извлекать из них необходимую нам информацию, а иногда и критически ее переосмысливать. Надо понимать, что одно слово, написанное на входной двери или перед входом на чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери нашего дома, реклама и объявления — это тоже тексты, которые передают нам определенную информацию. Иногда эта информация настолько важна, что может помочь нам, а ее игно­рирование, наоборот, доставит нам много неприятных моментов

• Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо форми­руют мысль о невозможности их усвоения: «Я с этим никогда не справлюсь/Мне это никогда не прочесть». Вот почему ма­ленькие дети любят читать маленькие книжки. Тогда у них есть право сказать. «А я уже прочел три книжки». (В каждой из них может быть не более трех предложений, а то и вовсе од­но.) Ощущение успеха и определенных достижений важно не

только для детей.

• Только на коротких текстах невозможно формировать многие ви­ды чтения, необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (подготовки к докладу, сообщению по теме и т.д.).

• Короткий текст может быть очень информативным, а длинный

текст нет.

• Объем текста может определяться его форматом. Графики, таб­лицы, схемы — это тоже тексты, причем очень информативные.

• Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схе­ме, но «проще» не всегда означает «лучше».

Место основной идеи текста

Для тех, кто научился не просто быстро читать, но овладел необходимыми технологиями извлечения информации из текста, данное положение может быть и не столь важно. Тем не менее доказано, что понимание текста будет достигнуто быстрее, если ос­новная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное положение также важно и для написания собственных текстов. При обучении написанию эссе, писем и небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффектив­ности письменного текста.

Тематика текста

Тематика учебных текстов определяется учебной программой. Как правило, авторы УМК создают учебники на основе программ. Однако в настоящее время уникальность ситуации состоит в том, что единых федеральных программ для массовой общеобразова­тельной школы пока нет и в каждом регионе может быть своя, отличная от других регионов программа. Ситуация осложняется еще и тем, что во многих школах используются различные учеб­ники, в которых тематический материал может быть отобран с разных позиций. В данном случае можно дать следующие реко­мендации:

• убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом УМК соотносится с требованиями учебных программ

(принятых в школе/округе/регионе/на федеральном уровне и т. д.);

• в случае неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты из других источников;

• с учетом реальных потребностей учащихся и особенностей учеб­ного заведения можно расширять и частично видоизменять те­матику учебных текстов; в таком случае необходимо закрепить данные изменения в рамках школьной программы с целью со­хранения единых требований в рамках школы;

• соотносить тематику с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, образования и развития личности.

Проблематика текста

Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и тот спектр проблем, который тексты затрагивают. Не столько тема­тика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помо­гает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что из го­да в год в рамках изучения учебных тем спектр обсуждаемых про­блем может практически не меняться и часто все проблемы сво­дятся к одной: «Что вы знаете/можете сказать о...?»

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы, и то, что актуально для старших школьников, совсем не актуально для младшего подросткового возраста и для малы­шей. И наоборот. Вот почему так важно определить не просто уро­вень языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и проблематики этого учебного комплекта возрасту, интересам и возможностям обучаемых.

Современные экзамены по иностранному языку предполагают не механический пересказ тем-«топиков», а обсуждение проблем, возникающих на стыке изучения многих учебных тем. Хорошо по­добранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по широкому спектру обсуждаемых во­просов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных аналогичных речевых произведений, помога­ют соединить разрозненные сведения из различных областей зна­ний в единую картину мира.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

А Проанализируйте учебные тексты по одной из учебных тем в любом УМК для школы или вуза и определите:

• являются ли эти тексты чисто описательными или в них выде­ляются некоторые проблемы;

• какие проблемы в них поднимаются;

• могут ли учащиеся сами выделить эти проблемы;

• помогают ли упражнения и задания учебника сформулировать данные проблемы;

• ориентировано ли чтение данных текстов на формирование собственного отношения к поднятым в тексте проблемам;

• являются ли данные проблемы понятными/значимыми для обу­чаемых;

• являются ли эти проблемы новыми или они уже обсуждались ранее;

• помогают ли выделенные проблемы обеспечить перенос знаний и умений, полученных в рамках изучения других тем/учебных предметов, на формирование речевых умений в рамках изуча­емой темы;

• способствуют ли выделенные проблемы развитию необходимых качеств личности, в том числе и таких, как толерантность, го­товность к совместному решению возникающих проблем, соци­альная активность, ответственность и т. д.

По заголовку текстов постарайтесь определить:

• проблематику текста;

• языковое наполнение (семантическое поле);

•, кому и зачем этот текст можно предложить прочесть;

• в какой ситуации вы могли бы или не могли бы использовать подобный текст:

1) More Alike Than Different (Больше похожие, чем разные)

2) Trouble With Everyday Things (Проблемы с повседневными веща­ми)

3) Healthy Again (Вновь здоров)

4) The Buried City (Погребенный город)

5) Misunderstandings (Недопонимание)

6) A Real Bargain (Фантастическая покупка/Удачная сделка)

7) An Unexpected Adventure (Неожиданное приключение)

Именно проблематика текстов может помочь в решении таких важных задач, как воспитание личности. В настоящее время мо­лодежи бывает очень непросто сформировать такие необходимые каждому гражданину понятия и качества, как патриотизм, ответ­ственность за свои слова и поступки перед близкими и всем об­ществом, готовность критически оценивать поступающую инфор­мацию из различных источников и т. д. Если раньше, помимо школы и родителей, вопросами воспитания молодежи занимались многочисленные общественные организации, а в обществе и СМИ наблюдалась единая воспитательная политика, то сегодня ситуация резко изменилась. Вопросам социального развития и воспитания школьников уделяется явно недостаточно внимания, а между тем не только детям, но и взрослым сегодня бывает непросто сделать правильный выбор. Нельзя ожидать, что необходимые и желатель­ные качества появятся сами собой. Каждый из взрослых людей, а особенно учитель в школе, по мере возможностей и сил форми­рует личность ребенка.

Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в де­ле воспитания личности, однако не стоит переоценивать их возмож­ности. Один и тот же текст может нести разное количество инфор­мации разным людям и приводить к разным выводам. Поэтому такую важную роль при работе с текстом играет личность учителя.

Степень аутентичности

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популяр­ным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, да­же об аутентичном звучании и аутентичных учебниках. Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают.

Изначально аутентичными текстами считались те тексты, кото­рые были созданы не для учебного, а для реального общения. Приведу отрывок из глоссария к видеокурсу " Reflections on Learning and Teaching", где дается объяснение понятий «аутентич­ный текст» и «аутентичное задание».

Терминологическая справка Authentic materials — аутентичные материалы К ним относятся газетные статьи, брошюры, авиа- и железно­дорожные билеты, письма, реклама, программы новостей радио и телевидения, объявления и т. д. Это материалы, которые ис­пользуются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материа­лы для обучения этому языку.

Authentic tasks — реальные задания Задания, которые предполагают реагирование на устные или письменные материалы так же, как это происходит в естествен­ных ситуациях общения. Например, прочитать рекламные про­спекты путешествий не для того, чтобы пересказать их содер­жание, а для того, чтобы выбрать наиболее привлекательный маршрут и написать письмо в туристическое агентство с целью получить дополнительную информацию об условиях путешествия и отдыха.

Сегодня говорят о частично аутентичных текстах, об учебных текстах, построенных на основе аутентичных, и т. д. Возникает во­прос: «Можно ли полностью перейти на аутентичные тексты, а ес­ли нет, то почему?»

Однозначного ответа на данный вопрос нет и '" быть не может. Чисто психологически современный учитель должен быть готов к принятию самостоятельных решений, но для того, чтобы их обос­новать, необходимо иметь определенную информацию и вырабо­тать свое отношение к проблеме.

Использование аутентичных текстов на различных этапах обу­чения имеет целый ряд плюсов и целый ряд минусов. Рассмотрим

лишь некоторые из них.

Обучение младших школьников больше похоже на игру, где де­ти поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на иностран­ном языке. Использование таких аутентичных материалов, как дет­ские стихи, песни, игры, книжки-малютки, по которым маленькие дети, говорящие на этом языке как на родном, осваивают.чтение, устный счет, цвета и т. д., трудно переоценить. При этом может возникнуть целый ряд трудностей:

• эти материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значи­тельные трудности;

• когда эти материалы перестают быть трудными в языковом от­ношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержа­тельном плане и не вписываются в проблематику учебного ма­териала.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Данные тексты взяты из детских иллюстрированных книжек. Опи­сание рисунков дается кратко в скобках. Прочитайте данные текс­ты и скажите:

• на какой возраст детей они изначально ориентированы;

• можно ли их использовать при обучении детей того же возра­ста на уроках английского языка как иностранного;

• на каком этапе обучения их можно использовать;

• с какой целью их можно использовать;

• насколько хорошо они вписываются в тематику и проблемати­ку учебного общения;

• какую социокультурную информацию можно извлечь из них;

• представляют ли они языковые трудности для школьников дан­ного уровня, если да, то какие;

• хотели бы вы использовать данные стихи в дополнение к име­ющимся в УМК и почему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.