Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый собеседник






Вам приходилось когда-нибудь рассказывать одно и то же раз­ным людям? Так ли уж это скучно, или иногда это даже интерес­но и приятно? Вы рассказываете одно и то же одинаково? Зависят ли изменения от того, кто вас слушает, от ситуации или от чего-либо еще?

Думается, что не очень приятно, если тот, с кем вы общаетесь, уже знает то же, что и вы. А если нет, разве не хочется вам по­делиться своей информацией с разными людьми?

Вот один из примеров урока, где данное положение было очень удачно использовано. При изучении темы «Защита окружающей среды» учитель подобрал интересные тексты из журналов, в кото­рых рассказывалось о том, как люди решают проблемы тропичес­ких лесов, очищают море от разлившейся нефти, спасая морских животных и птиц, и т. д. Однако учитель не смог сделать доста­точного количества копий на всех. В группе было 10 человек, тек­стов было 7. Вот как учитель вышел из положения.

Учитель составил общий список вопросов и предложил уча­щимся найти на них ответы самостоятельно. Для этого каждый ученик должен был прочесть один из текстов (несколько текстов ребята читали в парах), найти в нем ответы на поставленные во­просы, записать их с помощью ключевых слов. Затем ученики об­менивались информацией, работая в парах, записывая ключевые слова напротив поставленных вопросов, чтобы не забыть содержа­ние. Иногда полный ответ на вопрос можно было получить лишь из нескольких текстов, что делало задание еще более целенаправ­ленным. Характерно, что, меняя пары, один и тот же ученик уже не только отвечал на свой вопрос, но и пересказывал информа­цию, полученную от товарищей. В конце урока прошло общее об­суждение всех семи текстов и проблем, с ними связанных. После выполнения задания учитель спросил у ребят, не было ли им скуч­но повторять одно и то же несколько раз. Ученики очень удиви­лись и сказали, что, во-первых, они не повторяли дословно ни од­ного ответа, а во-вторых, это было интересно, так как каждый раз это было словно заново, поскольку новый собеседник ждал их от­ветов, и, помимо этого, с каждым новым собеседником ответ до­полнялся новой информацией, полученной от других.

Безусловно, такая групповая работа требует определенной под­готовки учащихся и не во всех группах может пройти с тем же блестящим результатом. Учитель был уверен в своих учениках, по­скольку знал, что они владеют приемами поискового чтения, уме­ют фиксировать основную информацию ключевыми словами, что в группе силен дух коллективизма и т.д. Иначе учитель мог бы выйти из положения по-другому. Но вам ведь тоже известно, что скрывает в себе термин «индивидуализация». Следующим шагом должно прийти умение реализовывать это в конкретных учебных ситуациях.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Проанализируйте приведенную выше ситуацию и скажите:

• сколько раз каждый из учеников пересказал один и тот же текст;

• смогли бы ученики прочитать семь текстов и обсудить их, если бы работали в обычном режиме;

• как данный режим работы способствовал вовлеченности каждо­го ученика в процесс обучения;

• какие еще достоинства или недостатки подобной работы в группах/парах в свете рассмотренных вопросов методической организации урока вы видите.

Новый собеседник способен изменить и наше отношение к вос­произведению заученного наизусть диалога. Опыт показывает, что обучение диалогу в целом идет гораздо эффективнее, если пары постоянно меняются и ученики не знают, кто будет их партнером в очередной раз.

Отсюда можно попытаться вывести несколько правил.

• Не фиксируйте жестко пары для работы на уроке, делайте их мобильными.

• Чаще меняйте партнеров по общению, соединяя в воспитатель­ных целях как тех, кто симпатизирует друг другу, так и тех, кто является антиподами: интровертов с экстравертами и тех или иных между собой. В этом случае люди меняют привычные ро­ли и результаты могут подсказать, над чем надо работать в дальнейшем;

И наконец, поговорим о том, как формы общения способны привнести элемент новизны в урок.

Новые формы общения

Подумайте и скажите: какие формы общения используют ваши учителя иностранных языков на уроке? Достаточно ли они разно­образны? Есть ли среди них используемые чаще других?

Перечислим лишь некоторые из возможных форм общения на уроке и определим, насколько широко они используются в школе и вузе:

• вопросно-ответные упражнения в режимах учитель — класс;

учитель — ученик; ученик — класс и т. д.;

• перевод (последовательный, синхронный, письменный, художе­ственный);

беседы;

лекции;

диспуты/дискуссии;

интервью;

круглые столы;

конференции;

защиты проектов;

рецензирование/реферирование различных авторских работ;

телемосты;

общение посредством E-mail/Internet;

ролевые игры;

драматизации;

игры и т. д.

Сам факт использования разнообразных приемов и заданий ни о чем не говорит. Механическое увеличение количества еще не оз­начает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не ис­пользует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнении, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции.

Говоря о методическом содержании современного урока, мы по­стоянно возвращаемся к необходимости моделировать на уроке ре­альные ситуации общения, которые отражают возможный контекст деятельности учащихся, включают их мысль, готовят к эффектив­ному владению иностранным языком. Индивидуализация, речевая направленность и новизна на уроке — все эти положения взаимо­связаны, и подчас деление выглядит несколько условно.

Начинающий учитель должен помнить и о том, что перечислен­ные формы общения будут эффективно работать на уроке лишь в том случае, если ученики подготовлены к данной форме работы. Не следует забывать, что содержание обучения любому аспекту языка и виду речевой деятельности включает и методологический компонент, т. е. памятки-инструкции по овладению определенны­ми видами работы.

В последующих лекциях мы рассмотрим особенности организа­ции, подготовки и проведения некоторых из форм общения более подробно. Поговорим мы и об использовании игр при обучении языку и речи, о проектных формах работы, о преимуществах дра­матизации и т. д.

Приведу пример использования диспута на уроке иностранного

языка в 5 классе. Тема диспута была сформулирована следующим образом: «Возможна ли жизнь на Земле без Солнца и что значит жить на Земле?» Диспут был завершающим этапом работы в рам­ках учебного раздела «Природа». Ученики использовали учебники В. Н. Богородицкой и др. для 5 класса школ с углубленным изуче­нием английского языка и " Cambridge English for Schools". Однако для того, чтобы вся ситуация подготовки к диспуту стала понятнее, я покажу ход рассуждений учителя и те опоры, которые помогли учителю и ученикам реализовать задуманное.

1. Тема имеет большие возможности в плане реализации междис­циплинарных связей:

• природоведение (текст учебника английского языка практичес­ки дублирует текст учебника природоведения);

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мы уже частично рассмотрели вопрос о том, каким сегодня должен быть урок иностранного языка, однако остановимся по­дробнее на некоторых чертах урока, которые могут оказать нам практическую помощь в планировании, а также стать примерной схемой анализа урока.

Мастерство учителя проявляется не только в умении грамотно подготовить и провести урок, но и в умении проанализировать соб­ственные уроки и уроки коллег.

Под анализом имеется в виду определение того, что делает учи­тель и его класс, обоснование целесообразности или нецелесооб­разности упражнений, видение альтернативных путей достижения целей. Анализ любого урока представляет собой целый комплекс рассматриваемых аспектов, как чисто методических, так и обще­педагогических, психологических, предметных. Хороший анализ урока не столько критичен, сколько конструктивен.

Если учитель видит достоинства и недостатки чужого урока, то есть гарантия того, что он сможет использовать первые и избежать вторых при планировании и проведении собственных уроков. Я го­ворю это на основе своего опыта.

После окончания института мне посчастливилось работать в школе, где завучем по английскому языку была Наталья Георги­евна Судьбина. В практике работы нашего методического объеди­нения было обязательно посещать открытые уроки коллег. Анализ урока проходил следующим образом. Сначала сам учитель форму­лировал цель урока и давал самоанализ, оценивал и комментиро­вал то, что удалось или не удалось. Затем каждый из присутст­вующих коллег комментировал урок, а в завершение анализ урока давала завуч Н. Г. Судьбина. Трудно переоценить значимость по­добных взаимопосещений. Это была великолепная школа мастер­ства. Думаю, что не я одна с восхищением смотрела на нашего за­вуча, училась у нее видеть урок не только на поверхности действий, но и на глубине чувств, эмоций, воспитывающего и раз­вивающего потенциала, который данный урок имел в деле форми­рования личности ребенка. С каждым посещением наши анализы становились глубже, а одновременно с этим росло и наше профес­сиональное мастерство, что не могло не отразиться на наших соб­ственных уроках.

Я очень благодарна моим учителям, которые поддержали меня и вселили уверенность в начале профессионального пути. Я гово­рю здесь об этом лишь потому, что никто от рождения не стано­вится асом без кропотливой работы. Н. Г. Судьбина и сейчас ви­дится мне как одна из лучших продолжателей лингвистической школы В. Д. Аракина и методической школы И. Н. Верещагиной, у которых она училась и считалась любимой ученицей.

Мастерство приходит с опытом, но оно базируется на знании. Бывает, что и 20—25 лет учительского стажа мало что меняют в деле профессионального роста учителя. Невежественно считать, что тот, кто учится на своих ошибках, «весит» дороже новичка. Чтобы научиться на своих ошибках, надо, во-первых, их заметить, а во-вторых, иметь смелость признать их и исправить. И то и дру­гое лучше делать совместно с опытными коллегами в творческом

коллективе.

Те черты урока, которые будут перечислены ниже, не являют­ся некой догмой для анализа. Как уже говорилось, уроки бывают разных типов и видов. В основу анализа конкретного урока мож­но положить лишь одну из указанных черт. Основываясь на логи­ке и особенностях урока, при анализе можно использовать рассмо­тренные черты в любой последовательности, опуская те, которые в каждом конкретном случае не представляют большой ценности и уже были отмечены коллегами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.