Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простые тропы.






Эпитеты - образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество по­нятия, предмета или явления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят своё значение, свои признаки.

В эпитетах часто сливаются изобразительное и лирическое начало (отношение к изображаемому). В них воплощается мироощущение писателя.

В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты:

" дороженька столбовая", " синее море", " красная девица", " добрый молодец", " скатный жемчуг", " мать-сыра земля".



Сравнения - это тоже образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнива­ется (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

А.С. Пушкин

Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может просто указывать на сходство (по­хож на...).

Нередки случаи, когда писатели создают развёрнутые сравнения. В них раскрывается несколько призна­ков одного явления или характеристика целой группы явлений:

" Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; неко­торые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лица, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, од­нако же и не тоненькие".

Сравнение может лежать в основе образно-композиционного построения произведения. Например, в ро­мане Л.Н. Толстого " Война и мир" сравниваются два состояния жизни - человека и общества. В романе И.С. Тургенева " Отцы и дети" - два поколения. На сравнении построено стихотворение М.Ю. Лермонтова " Поэт".

В русском фольклоре и его литературных стилизациях, в древнерусской литературе часто встречаются отрицательные сравнения:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То моё сердечко стонет

Как осенний лист дрожит...

С.Н. Стромилов

К сложным тропам художественной речи относятся метафоры, олицетворения, аллегории, художест­венные символы, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты.

Один из основных тропов - метафора - употребление слова или выражения, обозначающего предмет, яв­ление, действие, признак, с целью образного названия другого предмета, явления, действия на основании их сходства.

Метафора - это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается. От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Месяц)

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.

А. Фет

Такие выражения, как " железный стих", " шелковые ресницы", " утро седое", одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метаморфическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определе­ние от определяемого слова: исчезает смысл.

Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлён­ные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувст­вами и мыслями.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный троп представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

С. А. Есенин

Аллегория одна из форм иносказания, условное изображение отвлечённого понятия при помощи кон­кретного жизненного явления. Под изображенными в аллегории животными, людьми, предметами всегда име­ются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Аллегория распространена в изобразительном искусстве (например, женщина с повязкой на глазах и ве­сами в руках - правосудие).

В литературе аллегория широко использует образы фольклора, античной мифологии, Библии. С её по­мощью иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

Аллегория часто пронизывает всё произведение. Она применяется в баснях, народных и литературных сказках, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность и злость - в обличий волка, трусость - в образе зайца и т.п. Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Всяк заплачет.

(Солнце)

" Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей".

Книга притчей Соломоновых

Художественный символ - образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия, предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл.

Всякий смысл является одновременно и образом. Например, слово " утро", неся в себе предметный образ " начала дня", может стать символом молодости, начала жизни.

Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет множество значений, и все они присутству­ют в каждом символическом образе.

Символы существуют не только в художественной литературе. Они давно живут в сознании людей, вос­ходя к древним мифам, былинам, обрядам. Они порождаются всем художественным творчеством человечества, его историей и культурой.

Смысл художественного символа невозможно разъяснить с помощью однозначного логического сужде­ния, его можно только пояснить, используя другие образы-символы:

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу... * * *

Белая Ты, в глубинах не смутима, В жизни - строга и гневна. Тайно тревожно и тайно любима, Дева, Заря, Купина.

А. Блок

Метонимия - замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно свя­заны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда человека и чело­век, в неё одетый, действие и орудие этого действия.

Зато читал Адама Смита...

А.С. Пушкин

Не то на серебре, на золоте едал...

А.С. Грибоедов

Потому, что здесь порой

Ходит маленькая ножка,

Вьется локон золотой...

А.С. Пушкин

Синекдоха - особая разновидность метонимии. Она, как уже говорилось, основана на замене названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное - единственным:

Отсель грозить мы будем шведу...

А.С. Пушкин

Мы все глядим в Наполеоны...

А.С. Пушкин

Чтобы у ног вы увидали Мундир, и шпоры, и усы!

М.Ю. Лермонтов

Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления (" В сто сорок солнц закат пылал! ").

Литота - художественное преуменьшение.

Этот прием представляет собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основан­ное, на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут.

Литотой называется также стилистический приём как бы двойного отрицания: " небезуспешный" " небес­спорный".

Гипербола и литота служат для создания художественного образа, усиливают выразительность речи.

Часто встречаются они в сказках: Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик, Илья Муромец берет " шалыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов".

В литературных произведениях гипербола и литота могут передавать высокую патетику или служить приёмами для создания сатирических образов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.