Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ идейно-художественного своеобразия рассказа






Жанр рассказа занимает особое место в русской литературе: знаменитые художники слова использовали малую форму для создания поразительных по силе воздействия миниатюр, призванных явить миру величие " загадочной русской души", глубочайший трагизм конфликта между мечтой и реальностью, тоску по несбы­точному и вечно живую надежду на обретение любви и гармонии с окружающей действительностью.

Истинно русский рассказ наполнен чувством - эмоции автора и героев порождают магическую атмосфе­ру, погружаясь в которую, читатель становится непосредственным участником происходящего, сочувствуя пер­сонажам так, как если бы они были непосредственными участниками событий его повседневной жизни.

Примерный план анализа своеобразия рассказа (новеллы)

• остросюжетное повествование;

• действие развивается быстро, динамично, стремится к развязке, которая заключает в себе весь смысл рассказанного: с её помощью автор даёт осмысление жизненной ситуации, выносит " приговор" изо­бражаемым характерам;

• сюжет сжат;

• действие концентрированно;

• стремительно развивающийся сюжет характеризуется очень экономной системой персонажей: их ровно столько, сколько нужно, чтобы действие могло непрерывно развиваться;

• эпизодические персонажи вводятся (если вообще вводятся) только для того, чтобы дать толчок сю­жетному действию и после немедленно исчезнуть;

• в рассказе (новелле), как правило, нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений: из про­шлого героев сообщается лишь то, что абсолютно необходимо для понимания конфликта и сюжета;

• описательные элементы, не продвигающие действие, сведены к минимуму и проявляются почти ис­ключительно в начале.



(По материалам книги: А.Б. Есин " Принципы и приёмы анализа литературного произведения").

Приступая к работе, подумай, а потом, возможно, включи в сочинение размышления-ответы на следую­щие вопросы:

- В чём обычность и вместе с тем неожиданность (своеобразие) сюжета?

- Какие литературные ассоциации приходят на память при чтении рассказа?

- Какие вопросы из разряда " вечных" возникают при чтении этого рассказа?

- Кто и почему избран автором в герои рассказа?

- Сравнительная характеристика

Работа по этой теме может предполагать как сопоставление на уровне одного произведения, так и соот­несение для сравнения образов героев или проблематики произведений разных авторов.

Возможные формулировки темы (например):

1. Элен и Наташа Ростова в романе Л.Н. Толстого " Война и мир".

2. Проблема наполеонизма в романах Толстого и Достоевского.

3. " Век нынешний" и " век минувший" в комедии А.С. Грибоедова " Горе от ума".

4. Чацкий и Молчалин.

5. Евгений Онегин и Григорий Печорин - герои своего времени.

6. Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова.

7. Нравственное и безнравственное в жизни героев романа Л. Толстого " Война и мир".

Пожалуйста, помните, что главное при работе по этой теме:

- полно соотнести общее у героев (явлений, событий, фактов);

- выбрать ключевые позиции для сравнения (нельзя сравнивать выразительный взгляд одного и старую шляпу другого, глубину чувств, силу любви первого и описание предметов в комнате у второго).

Чаще всего сопоставление образов героев получается наиболее полным, если сравнивается:

- воспитание героев;

- портрет;

- речь;

- поступки, внешние жесты;

- отношения первого и второго;

- отношение к окружающим;

- отношение окружающих к героям;

- есть ли у героя дело жизни, как они проявляют себя в этом;

- история любви в жизни героев.

Структура сочинения - сравнительной характеристики может быть следующей:

Тема: А и В. Исходное: А и В:

1) общее (1, 2, 3...)

2) отличное (1, 2, 3...) План.

I. Вступление: А и В в произведении автора N

II. Основная часть.

Тема: С и Д— герои своего времени, антиподы и т.д.

Исходное: С и Д: 1) общее (1, 2, 3...)

2) 1, 2, 3...-уС;

3) 1, 2, 3...-уД.

План.

I. Вступление: С и Д - герои своего времени, антиподы и т.д.

1. Общее (1, 2, 3...)

2. Отличное: 1Если А..., то В...

Г: В, в отличие от А...

□ А в этом противопоставлен В, так как...

□ Это значит, что... из этого следует... III. Заключение.

П. Основная часть.

III. Заключение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.