Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Правовые процедуры антикризисного управления, арбитражные процедуры⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) организаций, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности организации-должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Согласно действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» понятие «несостоятельность (банкротство)» трактуется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Организация считается банкротом после признания факта о ее несостоятельности арбитражным судом, а также если она официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации. Действующий закон является комплексным актом, содержащим нормы материального и процессуального права для юридических и физических лиц, если таковые попадают в сферу его действий, и распространяется на организации всех форм собственности (кроме казенных учреждений). Он устанавливает основания для признания организации-должника банкротом, регулирует отношения должника и кредиторов при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса. Закон не преследует цели обязательной ликвидации организации при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности восстановить (оздоровить) деятельность организации с целью предотвращения ее ликвидации, предусматриваются специальные арбитражные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом административных управляющих или внешнего управляющего имуществом должника. Эти процедуры назначаются арбитражным судом после его обращения в суд до объявления должника несостоятельным (банкротом). Организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены ею в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения наличия признаков несостоятельности организации во внимание также принимается размер денежных обязательств, который по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда. В размер обязательных платежей для определения наличия признаков несостоятельности организации не входят штрафы (пени) и другие финансовые санкции. Дело о банкротстве организации может быть возбуждено, если требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 руб., при их невзыскаемости в течение трех месяцев. Следует заметить, что в предыдущем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» размер денежных средств определялся 500 минимальными размерами оплаты труда. Установление размера денежных средств в сумме 100 000 руб. потребует их пересмотра через два-три года из-за достаточно высокой годовой инфляции (12–16%). Правами на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом обладают организация-должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы (рис. 9.1). Практика дел по несостоятельности организаций прежде всего исходит из положения, что если возможно поддержать и оздоровить деятельность организации-должника, то целесообразно применять неликвидационные процедуры (т.е. ликвидация организации и ее деятельности), а другие меры – предупредительные, реорганизационные. При этом следует сочетать интересы организации-должника и ее кредиторов, помогать должнику, который начинает испытывать затруднения или уже попал в трудное положение. Правда, интересы кредиторов могут быть диаметрально противоположные – одни за предупредительные меры, другие за ликвидацию.
Рис.9.1 – Обращение в арбитражный суд
В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности организации, от существующих взаимоотношений между руководством организации, ее собственниками, кредиторами, степени доверия между ними и другими обстоятельствами различаются следующие виды процедур: досудебные, судебные (арбитражные), внесудебные (когда, не дожидаясь арбитражного суда, собственники организации сами принимают решения о процедурах банкротства). Классификация процедур приведена на рис. 9.2. Рис.9.2 – Виды организационных процедур Процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление имуществом организации-должника – применяются по решению и под контролем арбитражного суда. Организация-должник на любом этапе арбитражного производства по делу о банкротстве может заключить с кредиторами при их согласии мировое соглашение. Особенность применения указанных арбитражных процедур состоит в том, что правовое положение юридического лица организации должника не изменяется: сохраняется как сама организация в качестве субъекта права, так и единый имущественный комплекс. Использование процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения направлено на улучшение экономического положения организации-должника и является последней попыткой со стороны арбитражного суда помочь организации ликвидировать неудовлетворительную структуру ее баланса, устранить неплатежеспособность организации, повысить ее финансовую устойчивость в краткосрочном и долгосрочном временном периодах. Далее рассмотрим каждую процедуру банкротства в отдельности. Наблюдение. Наблюдение в организацию-должник вводится на основе рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявлений должника, либо кредитора, либо уполномоченных органов о признании организации-должника банкротом. Заявление должника подается в суд в письменной форме и подписывается руководителем организации. В заявлении должно быть указано: · наименование арбитражного суда; · сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; · сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам организации; · обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; · сведения о принятых к производству исковых заявлениях в судах, исполнительных документах, предъявленных к бесспорному списанию; · сведения об имеющемся имуществе, денежных средствах, дебиторской задолженности; · номера счетов в разных банках; · сведения о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве. К заявлению прилагаются: · список кредиторов и должников и размеров их задолженности. · бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; · протокол собрания акционеров (учредителей) организации; · обосновывающие документы о неспособности организации · удовлетворить требование кредиторов в полном объеме; · отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком; · протокол собрания работников организации о выборе представителя работников для участия в суде. Заявление конкурсного кредитора о признании организации-должника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается его руководителем. В заявлении должны быть указаны следующие основные данные: · наименование арбитражного суда; · наименование должника и его почтовый и юридический адрес; · размер требований кредиторов к должнику и обязательство должника, из которого возникло требование, просроченность долга; · доказательства обоснованности требований кредитора и др. К заявлению прилагаются: · обязательства должника перед конкурсным кредитором; · доказательства оснований возникновения задолженности; · исполнительный лист, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т.д.; · переписка. Заявление уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом по содержанию заявлению кредитора. К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, сведения о размере задолженности по обязательным платежам. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит определение (если требования к должнику признаны обоснованными), в котором указывается о введении наблюдения, об утверждении временного управляющего, размера его вознаграждения и источника его выплаты. Временный арбитражный управляющий выбирается на основе трех кандидатур, составленных заявленной саморегулируемой организацией и удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. Наблюдение является процедурой, направленной в первую очередь на обеспечение сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность организации. Наблюдение – обязательная стадия разбирательства дела о банкротстве. Данная процедура вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до семи месяцев. Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом арбитражный управляющий, который не подменяет органы управления организации-должника. Однако требуется согласие временного управляющего на сделки, за исключением сделок: · связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал других обществ; · связанных с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника; · связанных с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника. После принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение. С этого момента имущественные требования к организации могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом о банкротстве: · приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, возмещения вреда жизни и здоровья и т.д., вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании организации должником; · запрещается удовлетворение требований учредителей (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, вклада должником размещенных акций или выплата стоимости пая; · запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; · не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов; · определение арбитражного суда отправляется в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы. Введение наблюдения не означает отстранение руководителя организации и иных ее органов управления, которые осуществляют свои полномочия с ограничениями. Органы управления организации-должника не вправе принимать решения: · о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; · создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; · создании филиалов и представительств; · выплате дивидендов; · размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; · выходе из состава участников организации должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций. Решения об участии в ассоциациях и других объединениях могут приниматься только с согласия временного управляющего. Если руководитель организации-должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, то арбитражный суд вправе по заявлению управляющего отстранить руководителя организации от должности. В этом случае обязанности руководителя исполняет временный управляющий. Временный управляющий обязан в первую очередь: · принимать меры по обеспечению сохранности имущества; · проводить анализ финансового состояния должника; · определять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства организации; · устанавливать списки кредиторов и размеров их требований; · побуждать должника принимать меры по восстановлению платежеспособности организации; · созывать первое собрание кредиторов; · давать предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения должно состояться первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим. На первом собрании кредиторов принимаются следующие решения: · о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством; · о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством; · о мировом соглашении; · об открытии конкурсного производства по ходатайству о признании должника банкротом; · об образовании комитета кредиторов; · об определении требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего; · об определении саморегулируемой организации; · о выборе реестродержателя. Финансовое оздоровление. На основе сведений о финансовом состоянии должника и предложений временного управляющего (изложенных в его отчете) о возможности восстановления платежеспособности должника решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок и план финансового оздоровления, график погашения задолженности и требования к кандидатуре административного управляющего. С ходатайством о введении финансового оздоровления организации должника и его обеспечении к первому собранию кредиторов могут обратиться учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица. Если такое ходатайство отсутствует, но есть основания для восстановления платежеспособности организации-должника, принимается решение о введении внешнего управления с обращением в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. К ходатайству о введении финансового оздоровления организации прилагаются: график погашения задолженности и документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и иными способами. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, имуществом и имущественными правами, принадлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Одновременно с введением финансового оздоровления арбитражным судом утверждается административный управляющий. Утверждение административного управляющего не означает отстранение от управления руководителя организации. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Важным документом по регулированию процедуры финансового оздоровления организации является план финансового оздоровления организации. План финансового оздоровления подготавливается учредителями (участниками) должника, собственником имущества – унитарного предприятия, руководителем и аппаратом управления организации-должника при участии административного управляющего, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы получения денежных средств за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и за счет обеспечения, предоставленного третьими лицами. Получаемые по плану финансового оздоровления денежные средства будут использованы для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе проведения данной процедуры банкротства. Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока процедуры финансового оздоровления, погашение требований кредиторов первой и второй очередей (требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, требования граждан по оплате труда и выходных пособий) не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан: · вести реестр требований кредиторов; · созывать собрание кредиторов; · рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и докладывать собранию кредиторов; · осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов. Административный управляющий имеет право: · согласовывать сделки и решения должника и представлять информацию кредиторам об этих сделках и решениях; · обращаться в арбитражный суд с ходатайством об устранении руководителя должника, если он не принимает действенных мер по восстановлению платежеспособности организации; · предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений. Органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Должник не имеет права без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов): · совершать сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату; · совершать сделки, влекущие за собой выдачу займов, поручительств и гарантий; · принимать решения о своей реорганизации также без согласия лица, предоставившего обеспечение; · совершать сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств, превышающих в совокупности более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредитора. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые: · влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; · связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, за исключением готовой продукции; · влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; · влекут за собой получение займов, кредитов. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления с приложениями: балансом на последнюю отчетную дату, отчетом о прибылях и убытках, документами, подтверждающими погашение требований кредиторов. Административный управляющий на основании полученного отчета должника составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Данное заключение направляется в арбитражный суд и кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов. Если требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которые помогут принять одно из решений об обращении с ходатайством в суд: · о введении внешнего управления; · признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Соответственно арбитражный суд выносит решение: · ввести внешнее управление при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника; · признать должника банкротом и открыть конкурсное производство при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства. Учитывая то обстоятельство, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 24 месяца, в случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления для должника прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, а только о введении процедуры конкурсного производства. Внешнее управление. Введение внешнего управления в организации-должнике производится на основе определения арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего. Внешнее управление имуществом организации-должника вводится в случае, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения явилось неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность организации с целью продолжения ее деятельности путем осуществления производственных, организационных и экономических мероприятий. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. В отличие от полномочий временного управляющего, административного управляющего внешний управляющий осуществляет руководство организацией-должником в полном объеме вместо отстраненных органов управления должника. С даты введения внешнего управления: · отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; · вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления; · приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнительных документов, вступивших в законную силу, о взыскании задолженности по заработной плате, о возмещении вреда жизни и здоровью, а также по текущим платежам; · не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются в размере ставки рефинансирования, установленном Центральным банком РФ на дату введения внешнего управления. С даты введения внешнего управления в организации-должнике внешний управляющий имеет право: · распоряжаться имуществом должника в соответствии с утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы по их реализации и иные расходы должника; · заявлять обоснованный отказ от исполнения договоров должника; · заключать от имени должника мировое соглашение; · заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, касающихся приобретения, отчуждения или возможности отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника; · заключать после согласования с собранием (комитетом) кредиторов сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований; перевод долга, отчуждение или приобретение акций. Если возможность и условия заключения указанных сделок предусмотрены планом внешнего управления, то внешний управляющий может заключать такие сделки без согласия собрания (комитета) кредиторов. В случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 10% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Решения внешнего управляющего, влекущие за собой увеличение расходов должника по фонду потребления, не предусмотренные планом внешнего управления, могут быть приняты только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Рассмотрим меры по восстановлению платежеспособности организации при проведении внешнего управления. Планом внешнего управления согласно Федеральному закону «О не состоятельности (банкротстве)» могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должников: · перепрофилирование производств; · закрытие нерентабельных производств; · взыскание дебиторской задолженности; · продажа части имущества должника; · уступка прав требования должника; · исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; · увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; · размещение дополнительных обыкновенных акций должника; · продажа организации должника; · замещение активов должника. Наряду с указанными общими мерами по восстановлению платежеспособности организации на основе диагностики конкретной организации, ее специфики, используя классификатор процедур финансового оздоровления и блоки программы финансового оздоровления, разрабатываются конкретные мероприятия. Рассмотрим более подробно отдельные меры по восстановлению платежеспособности должника (общего характера). 1. Продажа части имущества должника. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника на открытых торгах. Продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. Подлежащее в соответствии с планом внешнего управления продаже имущество должника – унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке. Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитетом кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника. В случае если планом внешнего управления предусмотрена продажа имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до утверждения плана внешнего управления составляет не менее 100 000 руб., такое имущество должно продаваться на открытых торгах. Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, может быть продано только на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законодательством РФ могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество. Имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления составляет менее 100 000 руб., продается в порядке, предусмотренном планом внешнего управления. Данное положение распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является изготовленной должником в процессе хозяйственной деятельности продукцией. Открытые и закрытые торги проводятся в порядке, предусмотренном ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». 2. Уступка прав требования должника. Продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим на основании договора купли-продажи права требования должника, который должен предусматривать следующие условия: · получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через 15 дней с даты заключения договора купли-продажи; · переход права требования только после его полной оплаты. 3. Исполнение обязательства должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами. Собственник имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания внешнего управления с целью прекращения производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Собственник имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица обязаны в письменной форме уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований кредиторов. После получения первого уведомления арбитражным управляющим исполнение обязательств должника перед кредиторами от других лиц не принимается. Если лицо, направившее уведомление, в месячный срок не удовлетворило требования кредиторов, уведомление считается недействительным. При удовлетворении требований кредиторов или предоставлении должнику денежных средств собственников имущества должника –унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами кредиторы должника обязаны принять такое удовлетворение, а должник обязан удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств. В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов в связи с нарушением кредитором обязанностей по предоставлению сведений о себе, необходимых для осуществления расчетов с данным кредитором, а равно в случае уклонения кредитора от принятия исполнения обязательств должника иным способом денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса. Денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления. Допускается заключение соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, об иных условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника. В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами завершение внешнего управления и прекращение производства по делу о банкротстве происходят в соответствии со ст. 116 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». 4. Размещение дополнительной эмиссии обыкновенных акций должника. С целью восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника – акционерного общества путем размещения дополнительной эмиссии обыкновенных акций. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника, принявшего решение. В случае получения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления увеличения уставного капитала должника – акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника внешний управляющий обязан провести собрание кредиторов для рассмотрения ходатайства органа управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника. Срок, предоставляемый акционерам должника для осуществления преимущественного права на приобретение дополнительных обыкновенных акций должника, не может превышать 45 дней с даты начала размещения указанных акций. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами. В случае признания выпуска дополнительных обыкновенных акций должника несостоявшимся или недействительным средства, полученные должником от лиц, которые приобрели дополнительные обыкновенные акции должника, возвращаются таким лицам вне очередности удовлетворения требований кредиторов. 5. Продажа имущественного комплекса должника. Продажа имущественного комплекса организации может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок должника. В решении о продаже имущественного комплекса должника должно содержаться указание на минимальную цену продажи должника. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника – юридического лица. При продаже имущества должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. При продаже имущества должника денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав организации, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю имущества должника. При продаже имущества должника все трудовые договоры, действующие на дату продажи, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю организации-должника. Продажа имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. В случае если в состав имущества организации входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, продажа организации осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законодательством РФ могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество. Начальная цена продажи имущественного комплекса должника, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника. Начальная цена продажи не может быть ниже минимальной цены продажи, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже имущественного комплекса должника. Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать 20% начальной цены. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию. В случае если организация не была продана в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи организации на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом организация не может быть продана по цене ниже минимальной цены продажи организации, определенной органами управления должника. Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем за 10 дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи организации. Денежные средства, вырученные от продажи организации, включаются в состав имущества должника. В случае уклонения лица, являющегося победителем торгов, от подписания протокола или договора купли-продажи сумма задатка, утраченная этим лицом, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организатора торгов на их проведение. 6. Замещение активов должника. Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких ОАО. В случае создания одного ОАО в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав организации и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Замещение активов должника путем создания на базе имущества должника ОАО или нескольких ОАО может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких ОАО с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых ОАО, определяется планом внешнего управления. Величина уставных капиталов указанных обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому ОАО. Акции созданных на базе имущества ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если не установлено иное. Продажа акций созданного на базе имущества должника ОАО должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов. Планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа акций созданного на базе имущества должника ОАО на организованном рынке ценных бумаг. По результатам рассмотрения деятельности внешнего управляющего, исполнения плана внешнего управления, его отчета может быть внесено определение о переходе к расчетам с кредиторами, если имеются в наличии признаки восстановления платежеспособности организации-должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. Срок окончания расчетов с кредиторами не может превышать шесть месяцев с даты вынесения соответствующего определения. После полного окончания расчета производство по делу о банкротстве прекращается. В случае если платежеспособность организации-должника в установленный период внешнего управления не была восстановлена и при наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом арбитражным судом принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсное производство. Конкурсное производство направлено на принудительную ликвидацию организации-должника по решению арбитражного суда. Основной целью этой процедуры является обеспечение имущественных интересов кредиторов организации-должника путем сохранности оставшегося имущества, его реализации и последующего справедливого распределения этого имущества между конкурсными кредиторами. В результате принудительной ликвидации организации-должника последняя прекращает свое существование как субъект права и больше не может участвовать в гражданском обороте. Ее имущество реализуется с публичных торгов, а средства, вырученные от реализации, направляются на удовлетворение требований кредиторов. Правопреемства в таких случаях не возникает. С момента принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства: · правовое положение юридического лица значительно ограничивается; · данная информация публикуется в «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ» и письменно сообщается органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; · об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомляет трудовой коллектив должника, финансовые органы, банки, обслуживающие должника, при необходимости соответствующий орган самоуправления производства; · срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; · прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; · прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства; · все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обстоятельства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; · снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам или третьими лицами для исполнения обязательств должника. Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Представители собственника имущества должника – унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. Конкурсное производство вводится сроком на 12 месяцев и может быть продлено не более чем на шесть месяцев. Арбитражный суд при открытии конкурсного производства утверждает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий имеет широкие права: · распоряжаться имуществом должника; · увольнять работников должника, в том числе руководителя должника; · заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника; · передавать на хранение документы, подлежащие обязательному хранению. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; · предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, направленные на возврат имущества должника. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С целью правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов. Конкурсная масса – объем финансовых и материальных активов, выявленных конкурсным управляющим в виде имущества и на счетах организации-банкрота и используемых в приоритетной последовательности для возврата кредиторам. В разных странах вопрос о характере передаваемого конкурсному управлению и подлежащего реализации имущества (так называемой конкурсной массы) решается неодинаково. Например, в Германии к конкурсной массе относится только имущество, принадлежащее несостоятельному должнику в момент открытия конкурса, в Великобритании, США и Франции – кроме того, и другое имущество, которое может оказаться у должника во время конкурсного процесса. Основным объектом оценки в рамках конкурсного производства является конкурсная масса организации-должника. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, понятие конкурсной массы включает все виды активов должника, за исключением денежных средств и некоторых специально оговоренных видов имущества. Особенности оценки конкурсной массы вытекают из особенностей процесса реализации активов в ходе конкурсного производства, а также из особенностей, присущих различным группам активов. К первым можно отнести распродажу имущества организации по частям, в ограниченные сроки, а также вынужденный характер продажи. Ко вторым относятся такие факторы, как отчуждаемость прав собственности на активы, их специализированный или неспециализированный характер, типичный для данного вида активов срок экспозиции. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество. Следовало бы дать легальную дифференциацию указанных понятий, ведь обозначение различных по сути явлений одним термином служит серьезным недостатком юридической техники правового акта. Поскольку с целью формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника. К таковым относятся: · имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц; · имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику); · денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, – имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства; · имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад). Изымаются из имущественной массы следующие виды имущества: имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение шести месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества – либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества; эти суммы будут поступать в имущественную массу; имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Не вполне логично исключать из имущественной массы права, основанные на лицензии. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности); имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника. При наличии оснований конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника. Основными задачами конкурсного управляющего являются определение активов и пассивов в имуществе ликвидируемого должника, выделение конкурсной массы, т.е. имущества, которое может быть направлено на удовлетворение требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника на собрании (комитете) кредиторов утверждаются предложения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах. Начальная цена продажи имущества на торгах определяется независимым оценщиком. Продажа предмета залога также осуществляется путем проведения открытых торгов. Конкурсный управляющий также вправе с согласия собрания (комитета) кредиторов приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Продажа имущества должника производится как в целом имущественного комплекса, поскольку в этом случае выручается наибольший размер денежных средств. Если продажа имущественного комплекса по установленным ценам невозможна из-за отсутствия покупателей на торгах, происходит продажа имущества по частям (отдельных производств), а также отдельных зданий и сооружений, оборудования и инвентаря. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В конкурсную массу не включаются социально значимые объекты, если они используются по назначению: · дошкольные образовательные учреждения; · общеобразовательные и лечебные учреждения; · спортивные сооружения; · объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения района (например, котельная); · жилищный фонд социального использования. Указанные объекты продаются путем проведения торгов в форме конкурса, условием которого является обязанность покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использовать в соответствии с целевым назначением объектов. Средства, полученные от продажи указанных объектов, включаются в конкурсную массу. Если указанные объекты не проданы, то подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Передача объектов осуществляется по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания социально значимых объектов служат бюджеты соответствующих муниципальных образований. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу. Практика дел о банкротстве организаций должников показывает очень редко, когда органы местного самоуправления могут оплатить из своего бюджета какую-нибудь минимальную цену за указанные объекты, в лучшем случае могут принять на содержание социально значимые объекты. Расчеты с кредиторами конкурсный управляющий производит в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев для удовлетворения обеспеченных золотом имущества должника требований кредиторов. Вне очереди погашаются следующие текущие обязанности: · судебные расходы должника и расходы по выплате арбитражному управляющему и реестродержателю; · текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; · требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства; · задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, начисленная за период конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: · первая очередь – требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; · вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; · третья очередь – расчеты с другими кредиторами (требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов). Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, которые возникли до заключения соответствующих договоров залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (за исключением требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества). При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов. Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается. В случае если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение. Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), подлежат удовлетворению в аналогичном порядке. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. После окончания расчетов с кредиторами и рассмотрения арбитражным судом отчета о результатах проведения конкурсного производства выносится определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации организации-должника. Отчет конкурсного управляющего включает результаты конкурсного производства, документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Мировое соглашение. Мировое соглашение между организацией-должником и ее кредиторами, уполномоченными органами допустимо на любой стадии производства по делу о несостоятельности организации-должника. Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела путем волеизъявления участвующих в деле лиц, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою производственно-коммерческую деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов. Условия мирового соглашения обязательны как для должника, так и для кредиторов и уполномоченных органов. В мировом соглашении стороны вправе определить любые условия погашения долгов. Закон установил правило, по которому возможность заключения мирового соглашения наступает только после погашения должником задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, конвертируемых в акции, облигации или иными предусмотренными законодательством способами, если они не нарушают права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме. На погашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов. Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение. Залог имущества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется, если иное не предусмотрено мировым соглашением. Мировое соглашение может содержать условия: · об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; · об уступке прав требования должника; · об исполнении обязательств должника третьими лицами; · о скидке с долга; · об отмене требований на акции; · об удовлетворении требований кредиторов способами, не противоречащими федеральным законам. В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, а также кредиторов, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и срока исполнения требований которых наступил до даты заключения мирового соглашения. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только
|