Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновения, типология






ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кафедра экономики и предпринимательства

М.О. Смирнов

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

БАЗОВЫЙ КУРС

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

Пушкин

Кризис организации: природа, причины

возникновения, типология

Кризис – крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешней экономической средой.

Чтобы иметь возможность своевременно использовать механизмы антикризисного управления, менеджерам необходимо различать причины, симптомы и факторы кризиса.

Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

Симптомы кризиса – то, что проявляется в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной или сервисной организации относительно наступления кризиса.

Факторы кризиса – события или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Таким образом, этапы возникновения кризиса будут рассматриваться именно в этом свете: причины – симптомы – факторы.

Типология кризисных явлений в организационном аспекте:

· технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию (товар или услуги), что приводит к финансовым потерям организации;

· социальный (социально-управленческий), возникающий в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между работниками и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потере времени в процессе производства товаров и реализации услуг;

· организационный, появляющийся в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления организацией, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата управления и внутри между исполнителями;

· финансовый, появляющийся в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы организации;

· информационный, который является следствием ситуации в которой получаемая информация не содержит данные об изменениях во внутренней и внешней среде организации, что приводит к необоснованным решениям, и, как следствие, к различного рода потерям;

· кризис взаимодействия собственников организации между собой или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери.

Данные типы кризисов в организации часто взаимосвязаны между собой и, как правило, отражаются на финансах организации.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов, в общем виде эти процессы рассматриваются в ходе экономического цикла (рис. 1.1).

Рис. 1.1 – Фазы экономического цикла

Фаза 1. Спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

Фаза 2. Дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).

Фаза 3. Депрессия – приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

Фаза 4. Восстановление финансового равновесия и оживление производства. Восстановление производства и реализации товаров и услуг до предкризисного уровня.

Фаза 5. Рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объема продаж в краткосрочной перспективе.

Фаза 6. Поддержание нового экономического уровня развития организации, ее устойчивости в длительной перспективе, создание условий для стабильного самофинансирования.

Один кризис может быть вызван другим или может наблюдаться цепная реакция, когда один кризис вызывает другой, а затем третий.

Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда, поэтому необходим мониторинг состояния организации с целью распознания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.