Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесса






Т.Б. Казачкова (Санкт-Петербург)

В глобальном мировом сообществе сегодня, как никогда, необходимо

взаимопонимание во всех сферах жизнедеятельности. Особо актуальна

проблема воспитания человека, ориентированного на позитивное

взаимодействие с окружающими, на готовность к саморазвитию и

совершенствованию, в процессе становления духовно-нравственной

личности, сопереживающей другому как субъекту и считающей

человеческую жизнь одной из главных ценностей.

Ведь духовность – это не идея о чем-то трансцендентном, внеземном.

Это реальная деятельность, действие, реакция ради действия, рефлексия,

совершенствование (И.А. Ильин), духовная работа над собой (И.В.

Киреевский). Это волевое воплощение задачи «собрать все отдельные силы в

одно единство» (И.В. Киреевский), а также взаимодействие личностей,

«результатом которого является язык, нравы, науки и искусства» (Г.Г. Шпет),

собирание общего «во внутренней деятельности народа» (Г.Г. Шпет).

Духовность человека - это его внутренняя деятельность, совершаемая

им постоянно внутри самого себя, обсуждающая себя и сравнивающая себя с

идеалом, движущая самого себя к идеалу во взаимодействии с другими

людьми. Сущность позитивного взаимодействия реализуется в форме гу-

манистически-ориентированного диалога субъектов, готовых обмену

внутренними смыслами с другими людьми и принятию множественности

других точек зрения (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Э. Берн, А.Б. Добрович,

М.С. Каган, И. Калинаускас, Ю. Лотман, Т.А. Флоренская и др.).

В современном постиндустриальном (А.М. Новиков) или

информационно-индустриальном (Л.И. Абалкин) обществе принципиально

новым «является ориентация на развитие и самопознание учащихся.

Достижения этой цели связано с использованием информационной новизны:

Page 2

новых источников информации в учебном процессе, эвристическими

методами их освоения, расширением партнерских отношений между

учащимися в процессе обучения, сотрудничеством» [6: 87]. Ученик из

слушателя постепенно превращается в творца своих способностей и

дарований, в активного открывателя нового знания. Позиция учителя тоже

меняется: из трансформатора учебной информации он все более

превращается в организатора самостоятельной познавательной деятельности

учащихся.

При этом нельзя не обозначить назревшую проблему в организации

учебно-воспитательного процесса. Изменение общества невозможно без

формирования творчески и критически мыслящей личности, способной

находить решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать

решения и нести ответственность за свои поступки, но при всех

модернизациях в образовательном пространстве, мало что изменилось в

школах, работающих до сих пор в режиме классно-урочной системы. Дети, в

основе своей, не мотивированны на непрерывное приобретение знаний, не

являются творцами своей жизни, не имеют возможности в процессе учения

удовлетворить свою главную потребность в общении [5].

Таким образом, находясь в поиске путей решения обозначенной

проблемы, подробно изучив:

▪ теоретико-методологические и практические аспекты педагогического

проектирования (И.Ю. Алексашина, Ю.Н. Громыко, Е.С. Заир-Бек, И.И.

Ильясов, В.А. Караковский, А.П. Тряпицына, П.Г. Щедровицкий, Б.Д.

Эльконин и др.);

▪ концепции диалогической природы гуманитарного знания и гу-

манитарного типа понимания (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, Д.А. Леонтьев,

Ю.М. Лотман, Л.М. Лузина, В.М. Розин и др.);

▪ концепции гуманитарной культуры личности (Т.Г. Браже, С.Г.

Вершловский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Е.А. Соколовская и др.);

Page 3

▪ идеи полипарадигмального подхода к современной педагогической

действительности (И.А. Колесникова, Е.А. Климов, О.Г. Прикот, П.Г.

Щедровицкий и др.);

▪ идеи лидеров и практиков нового в образовании (О. Бассис, П.П.

Блонский, Д. Дьюи, Я. Корчак, А.С. Макаренко, А.А. Окунев, В.Н. Сороко-

Росинский, С. Френе, С.Т. Шацкий);

▪ исследования инновационных технологий в образовании (В.В Архипова,

В.П. Беспалько, В.К. Дьяченко, М.В. Кларин, И.В. Муштавинская, А.А.

Окунев, Г.В. Селевко),

мы в своих исследованиях пришли к выводу, что необходим механизм,

дающий возможность вывести образовательный процесс на орбиту

индивидуальной сознательно избираемой деятельности учащегося.

Два десятилетия, занимаясь разработкой и апробацией моделей

диалогового взаимодействия, используя деловое общение в обучающем

диалоге и в школах с детьми, и на различных курсах повышения

квалификации учителей, мы получили бесценный опыт организации

полисубъектного взаимодействия учащихся.

Полисубъектное взаимодействие — это такая форма субъект-

субъектных отношений, когда субъекты объединены совместной творческой

деятельностью, проявляющейся в способности к активности, действенности,

интеграции, способности к преобразованию окружающего мира и себя,

способности выступать как целостный субъект в отношении к процессу

саморазвития.

Полисубъектное взаимодействие характеризуется:

1) феноменологически: актуальной и совместной деятельностью

партнеров;

2) динамически: взаимной направленностью векторов их

активности;

3) структурно: сложностью системы, направленной на общее

развитие отношений между субъектами;

Page 4

4) (инструментально) созданием условий для организации совместной

деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит

развитие;

5) функционально: принятием партнерами самого факта существования друг

друга и построение принимаемых отношений.

Термин «отношение» понимается как сложное, многокомпонентное и

многоуровневое образование. Оно устанавливает связь между субъектом и

различными объектами и субъектами, богатое пространством своих

потенциальных и актуальных смыслов, включает в себя идеи целостности,

активности, развития, взаимодействия, диалогичности, рефлексивности,

творчества.

В области психолого-педагогической мысли уже с XVIII столетия в

латентном виде развивались идеи полисубъектности. В качестве примера

можно привести «жирардовские школы», которые с 1804 по 1823 годы

распространялись почти по всей Европе. Жан-Батист Жирар как

францисканский монах под именем Отец Грегуар был выдающимся

швейцарским педагогом школы Петалоцци. Он был директором начальных

классов школ своего родного города Фрибурга. Историки педагогики

вспоминают:

«Глубокое видоизменение произошло и в нравах городской молодежи.

В Фрибурге уже не встретишь невежественных, грубых школьников,

исполненных предрассудками и всюду снующих. Молодежь отличается

грацией и приятной трудоспособностью: грубого тона, неприятных манер,

как не бывало. Подходя к ребятам, одетым в лохмотья, и думая встретить в

них маленьких безобразников, вы были бы удивлены их вежливыми,

рассудительными ответами и таким способом выражения, в котором

проглядывают честные нравы и заботливое воспитание» [1; 308].

Тогда отечественные педагоги обращали особое внимание на

содержание и формы образования, на связь образования и саморазвития

личности, на ценностно-смысловую сторону педагогической деятельности.

Page 5

Но только примерно с середины восьмидесятых годов прошлого века в

педагогике и психологии стали активно исследоваться проблемы субъекта

(Вербицкий А.А., Давыдов В.В., Панов В.И., Рубцов В.В., Кан-Калик В.А.,

Орлов А.Б., Сластенин В.А., Сосновский Б.А. и др.). В развивающем

образовании теоретически были сформулированы и на практике проверены

положения о необходимости развития субъектного потенциала личности

учащегося. К настоящему времени достаточно ясно осознанной и

отрефлексированной стала проблема субъектного развития личности

учителя. Профессионализм учителя в современном мире характеризует его

способность стать полноценным субъектом педагогической деятельности и

развивать субъектный потенциал учащегося (Маркова А.К., Митина Л.М. и

др.).

В зарубежной психологии и педагогике формулируются аналогичные

идеи и выстраиваются концептуальные модели, связанные с проблемой

полисубъекта и полисубъектного взаимодействия. Проблемами субъектного

становления учителя и полисубъектности в образовательной среде в

основном занимались представители гуманистической психологии (Комбс

А., Куик Д., Маслоу А., Роджерс К. и др.).

Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из

центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях психологических

и педагогических наук и становится одним из главных направлений в

изучении механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной

среды.

Внутренним механизмом включения личности в полисубъектный

диалог является понимание другого человека, умение «прочитать других»,

путем постижения смысла проявлений его жизни (Д.А. Леонтьев, Л.М.

Лузина, М. Маслоу, К. Роджерс, М. Хайдеггер, Э. Шпрангер, Г.П.

Щедровицкий и др.). Внешним же, организационным механизмом, является

работа в парах сменного состава, решающая проблемы индивидуализации

процесса образования с ориентацией каждого, включенного в этот процесс,

Page 6

на значимость и ценность собеседника. В нашем исследовании нам удалось

доказать, что субъект, попадая в полисубъектное взаимодействие,

накапливает «жизненный опыт» социально-культурного общения на

нравственном уровне, связанным с выбором жизненных ориентаций,

основанных на общечеловеческих ценностях, на признании уникальности

другого человека. В процессе таких субъект-субъектных отношений

появляется стремление к сотрудничеству, установке на диалог, развивается

стремление и умение понять другого участника диалога.

Процесс полисубъектного взаимодействия как результат формирования

у развивающейся личности общественно значимых ценностей и идеалов,

качественно меняет смысл педагогической деятельности. Реальной

становится «педагогика сотрудничества», обеспечивающая совместное

«жизнетворчество». Ценностно-смысловое межличностное взаимодействие

участников образовательного процесса обеспечивает одновременное их

развитие, самосовершенствование и самореализацию (Ш. Амонашвили, Е.Н.

Ильин, С.Н. Лысенкова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.Ф. Шаталов,

М.А. Щетинин, и др.). При этом предоставляется возможность каждому

развиваться со своей скоростью и тратить на это времени столько, сколько

ему требуется.

Для организации процесса учения, включающего в активную

деятельность учащихся, современному учителю необходимо овладеть

технологическими

компетенциями

организации

полисубъектного

взаимодействия, повышая общую коммуникативную компетентность в сфере

общения, развивая профессиональные способности к проектированию

ситуаций субъект-субъектных отношений на проблемно-диалоговом уровне.

Следовательно, сегодня как никогда актуален гуманистический тип

педагога, школе необходим учитель, обладающий творческим потенциалом

субъекта педагогической деятельности. В федеральных стандартах описан

образ современного педагога: высокообразованный педагог-интеллигент,

носитель культуры и общечеловеческих ценностей, осознающий культурную

Page 7

миссию образования и своей профессии, понимающий проблемы

современного ребенка, способный к защите и поддержке культуры детства.

Но ориентация педагогического образования на развитие субъекта

педагогической культуры еще не стала объектом методологической

рефлексии и научно-теоретического обоснования в педагогических

исследованиях [4].

Для использования технологий диалогового взаимодействия, каждый

учитель должен быть не только информирован в области инновационных

преобразований в образовательной сфере, но и стать носителем

возможностей этих преобразований. С этой целью педагогическим

коллективам, которые участвовали в наших исследованиях, было предложено

проводить в активных творческо-деятельностных формах семинары,

педсоветы, методические объединения, любые встречи. С одной стороны,

нам необходимо соблюсти все процедуры предстоящей встречи, с другой

стороны, мы поставили задачу, чтобы встреча носила обучающий характер

для всех ее участников, стала средством обучения технологическим

компетенциям. Родительские собрания, родительские университеты, как и

встречи учителей, стали проходить в инновационных формах с

использованием технологий диалогового взаимодействия [2].

Таким образом, полисубъектное взаимодействие характеризуется

опорой на субъект-субъектные отношения в ситуации создания связей с

другими полисубъектами. Эти отношения приобретают особые качественные

характеристики на самом высоком уровне субъект-субъектного

взаимодействия, на котором определяется особая духовная близость между

субъектами. В некоторых исследованиях считается, что в достаточно редких

случаях возможно достижение высшего уровня полисубъектного

взаимодействия; при этом такие достижения в большинстве случаев следует

рассматривать как «прорывы», не являющиеся протяженными во времени.

В опытно-экспериментальной работе, рассматривая полисубъектность

как предмет педагогического исследования, нам удалось показать, что если

Page 8

учебно-воспитательный процесс выстраивать в режиме сочетания всех

организационных форм, отдавая предпочтение парам сменного состава, то

общение участников данного процесса выходит на высокий уровень

узнавания себя в другом [3]. Важнейшим критерием различения уровней

взаимодействия выступает способность к построению не только

внутригрупповых субъект-субъектных отношений, но и межгрупповых.

Использование технологий диалогового взаимодействия при

построении нового знания ориентирует на предпочтение такого материала, в

котором существует несколько смысловых пластов, и который представляет

собой интерактивный текст, дающий возможность озвучить внутренний

диалог «здесь и сейчас», так как всегда есть собеседник. А логика

разворачивания изучаемого материала тесно связывает его с содержанием

внутреннего мира субъекта, который непременно преобразуется в

саморазвитии его через рефлексию, как заключительный этап

взаимодействия при изучении одной учебной единицы.

Полисубъектный подход в организации учебно-воспитательного

процесса требует переосмысления многих позиций: в целях, содержании,

формах, методах и средствах учения и воспитания учащихся, в

переосмыслении роли личности педагога общеобразовательной и

профессиональной школы, требований к его уровню общего и

профессионального развития и многое другое. В мире давно сделали вывод о

том, что «образование является самым ценным и перспективо-образующим

ресурсом государства и общества» [7; 239]

В заключение акцентируем внимание на результатах, предоставляемых

возможностями полисубъектного взаимодействия учащихся:

1. Воспитание граждан – социально активных, творческих членов общества,

овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и

идеалов, способных к самосовершенствованию, обладающих чувством

гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своей семьи, за

Page 9

результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и

мира.

2. Организация условий для становления школьника как субъекта

саморазвития, научное обоснование концептуальных положений нового

подхода и разработка конкретных образовательных технологий, способных

решить эту организационную задачу в практической плоскости.

3. Интеграция различных организационных форм обучения актуализирует

проблему полисубъектного взаимодействия в области развивающего

образования.

4. Стратегия новой модели системы образования должна соответствовать

требованиям современного постиндустриального общества: открытости и

демократизма, мультикультурности и толерантности, инновационности и

непрерывности, гуманитарности и фундаментальности, диалогичности и

субъектности.

5. Технологии диалогового взаимодействия как средства имажинативного

характера для создания полисубъектных общностей на наш взгляд имеют

ряд бесспорных преимуществ:

а) свобода во взаимодействии, отсутствие регламентации отношений

позволяют каждому высказать свои соображения по содержанию

обсуждаемой темы, внести свои коррективы в разрабатываемые

проекты, сопоставить свое знание со знанием коллег, выйти на

самооценку качества полученных результатов;

б) приобретается опыт организации группового и парного взаимодействия,

и вырабатываются правила этики разных взаимодействий;

в) используемые формы помогают учителю приобретать и развивать

компетенции инновационной деятельности;

г) активное диалоговое взаимодействие всех участников коллектива

развивает субъектную позицию самого учителя;

д) предоставление возможностей, соотнести свои интересы с интересами

своих коллег, что способствует достижению общих целей.

Page 10

Наша исследовательская деятельность позволяет утверждать, что

полисубъектное взаимодействие способствует развитию высокого уровня

профессиональной рефлексии, которая характеризует деятельность учителя

как исследователя, заинтересованного в глубоком анализе тех моделей

полисубъектного взаимодействия, которые спроектировал он сам. Это

способствует профессиональному росту учителя, что в свою очередь,

является возможностью самореализации, как учителя, так и ученика.

Литература

1. Ге Франсуа История образования и воспитания. – М., 1912. – С. 308

2. Казачкова Т.Б. «…И НАМ ЛЮБОЕ ДЕЛО ПО ПЛЕЧУ» / учебно-методическое. – СПб.: изд-

во: «Школа «Эпиграф», 2010. – 136 с.

3. Казачкова Т.Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного

образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности //70-летию

Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования

посвящается //Материалы VIII международной научно-практической конференции

кафедры педагогики и андрагогики. – СПб., 2009. – 284 с. (С. 52-54)

4. Кедров Б.М. Интеграция научного знания. – М., 1971.

5. Новиков A.M. Постиндустриальное образование / Публицистическая полемическая

монография, М.: Издательство «Эгвес», 2008 136 с.

6. Перминова Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. –

СПб.: СПбАППО, 2004. -388с.

7. Перминова Л.М., Селивёрстова Е.Н. Дидактика на рубеже эпох (XX – XI вв.): Курс

лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования. –

Владимир: ВГГУ, 2010. – 428 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.