Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Р у с а л к а
Образы фантастических полуженщин-полурыб занимают почётное место в фольклоре славянских народов. Они часто являются персонажами сказок и былин, поэтических произведений, в которых они описываются, как бледные красавицы, безмолвно водящие при лунном свете хороводы на берегах рек и озёр. Часто описывается, как эти красавицы завлекают героя повествования в свои любовные сети. Но устное народное творчество рассказывает о русалках довольно сбивчиво и невразумительно. Тем не менее, кое-что об этих таинственных речных девах мы можем узнать. Так, в “Описаниях древнего славянского баснословия” М.Попова говорится, что “в простонародье и поныне носится о них такая басня, что будто бы видят их иногда по берегам озёр и рек, моющих и расчёсывающих свои зелёные волосы, а иных качающихся на ветвях деревьев…”. В поверьях, записанных в Воронежской губернии в средине Х1Х века, сказано, что “русалки обладают вечной молодостью и красотой. У них зелёные волосы, и живут они в подводных хрустальных дворцах, в ясные ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, щекочут и уносят в подводное царство свои жертвы”. Аналогично описывают русалок и информаторы из Саратовской губернии. Информатор из Смоленской губернии сообщает: “Крик лесных русалок (оказывается, есть русалки не только речные и озёрные, но и лесные) пронзителен, но пение их мелодично”. Там же записано, что водные русалки - это “девушки с рыбьим хвостом и зелёными волосами. Глаза их горят страшно, стан стройный и гибкий, лица бледные”. Хотя между лесными и водными русалками имеются различия, они не очень существенны (это рыбьи-то хвосты? – примеч. автора). Кроме того, встречаются упоминания о полевых и даже домашних русалках. Встречаются иногда рассказы о безобразных русалках, но чаще всё-таки это молодые стройные красавицы. Они водят хороводы, хохочут, поют, кричат, бьют в ладоши, катают яйца, играют пылью, расчёсывают волосы, плетут венки, прихорашиваются, играют свадьбы, парятся в банях, стирают бельё, воруют нитки и полотно, стерегут цветущую рожь, но и портят посевы. Правда, иногда они наносят людям вред: пугают, гоняются за ними, топят в воде, замучивают щекоткой, прельщают мужчин, ненавидят женщин, портят скотину и воруют детей. Спастись от них можно с помощью чеснока, железной палки и словесных оберегов. Русалок ещё называют мавками, купавками, лоскатухами, водяницами и т.п. О внешнем виде русалок в средней полосе России было сказано выше, на Севере они описываются, как безобразные косматые женщины с огромными отвислыми грудями. Из приведенных примеров видно, что в описаниях этих полуводных демонов преобладают фантастические черты и очень мало того, что может быть принято за реальное описание их внешнего вида и поведения. В поверьях и сказках очень мало сказано о взаимоотношениях русалок и водяного. Водяной – это владыка подводного царства, водной стихии, его боятся, ему приносят жертвы и дары, с ним вступают в договорные отношения. Применительно к русалкам ничего подобного нет. Русалка не является хозяйкой реки, озера, леса или поля и не претендует на дары и жертвы в её честь. Широко распространено мнение, что русалки – это души утонувших и не похороненных девушек, больше всего напоминающие обычные привидения. Прообразом русалки являются среднеазиатские албасты и аджина, а также пери – прекрасные женоподобные мифические существа, которые завлекают в свои любовные сети молодых красивых мужчин и уносят их, но не в воду, а на вершины неприступных гор и, позабавившись там с ними, сбрасывают их вниз. Из всей когорты антропоморфных “демонов” образ русалки самый фантастический.
Столь же фантастичен ещё один персонаж фольклора – домовой, который проявляет себя обычно по ночам. Ему приписывают различные ночные звуки: скрип половиц, различные шорохи в тёмных углах и т.п. В “Описании древнего славянского языческого баснословия” М.Попова говорится, что “сии полубоги у древних назывались гениями, у славян – защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями”.
|