Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Образы дикого человека в фольклоре






В.Ю.Макаров

А Т Л А С

«СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА»

 

Издание 2, в 3-х частях

 

 

Часть 1

Свидетельства очевидцев – из тьмы веков

До наших дней

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Существует несколько проблем, которые на протяжении ХХ столетия и по настоящее время, волнуют человечество – это проблемы войн и революций, оружие массового уничтожения, надвигающаяся экологическая катастрофа, всемирное потепление климата, СПИД, наркотики и некоторые другие. Но есть и не столь масштабные проблемы, которые также вызывают интерес широких кругов общества, уставшего от политики и повседневных забот. К таким проблемам относятся НЛО, Полтергейст, Атлантида, тайны пирамид, живые динозавры, гигантские кальмары и морские змеи и др.

Одной из таких проблем является проблема “снежного человека” - таинственного волосатого человекоподобного существа, о встречах с которым в разных районах земли время от времени сообщают средства массовой информацией. Официальная наука не признала это существо. Заниматься изучением информации о “снежном человеке” считалось неприличным для серьёзного учёного и грозило потерей научного авторитета, даже просто желание познакомиться с информацией о нём вызывало осуждение коллег, и вокруг этой проблемы возник “заговор молчания”.

Серьёзное научное изучение этого существа связано с именами нескольких крупных учёных, из которых, в первую очередь, следует назвать троих: профессора Б.Ф.Поршнева, американского зоолога А.Сэндерсона и бельгийского биолога Б.Эйвельманса, которые заинтересовались этой проблемой примерно в одно время – в середине прошлого века. Все трое пренебрегли официальным мнением учёных авторитетов и всерьёз занялись сбором и анализом информации об этом существе.

Историк и философ Б.Ф.Поршнев в то время исследовал в то время вопрос о становлении человека, как мыслящего существа, и поисками той грани, которая отделяет человека от животных, и тех факторов и процессов, которые обеспечили ему преодоление этой грани. Волосатое человекоподобное существо со странным названием “снежный человек” было прекрасной моделью того “недостающего звена”, которого всегда не хватало и не хватает антропологам. Ведь это прямоходящее человекоподобное существо, с такими же руками и ногами, как у обычного человека, в то же время ведёт животный образ жизни, не имеет членораздельной речи, не желает трудиться, которое почему-то не пожелало превращаться в человека разумного. При этом на всех языках это существо называют “человеком”, правда “диким”.

В 1963 году он опубликовал большую монографию “Современное состояние вопроса о реликтовом гоминоиде”, которая была отпечатана тиражом около 200 экземпляров. Эта книга в определённой степени не укладывалась в рамки современной антропологии, где всё было изучено и разложено по полочкам, ломать сложившуюся теорию никому не хотелось. “Бунт” Поршнева, который даже не был биологом, был принят в штыки. Его сторонники подвергались обструкции.

Зоолог профессор А.Сэндерсон собрал довольно большую информацию о “диких волосатых” людях, обитающих в горных лесах Северной Америки, которых индейцы называют “саскватч”, а белое население “бигфут”, но его публикации также не принимались всерьёз.

Профессор Б.Эйвельманс многие годы занимался сбором информации о разных животных, которые либо не были известны современной науке, либо считались давно вымершими. Он опубликовал ряд работ о “Морских змеях”, живых динозаврах и многих других живых ископаемых, но все они не принимались всерьёз. Это направление зоологии получило название “Криптозоология”.

В 1974 году Б.Ф.Поршнев и Б.Эйвелманс опубликовали книгу “Неандертальцы ещё живы”, тогда же появилась книга А.Сэндерсона “Снежный человек. Легенда входит в жизнь”.

В соответствии с существовавшей в то время в СССР идеологией книги этих авторов не были переведены на русский язык и были опубликованы только в 90-е годы. Более известна читателям повесть Б.Ф.Поршнева “Борьба троглодитов”, напечатанная в алма-атинском журнале “Простор”.(1967), на русском языке. Знакомя читателей с процессом становления в нашей стране проблемы “реликтовых гоминоидов”, автор ярким образным языком рассказывает, какие трудности пришлось преодолевать для того, чтобы доказать научному руководству важность этой проблемы и добиться её признания. С большим трудом профессор Поршнев попал на приём к Президенту Академии наук академику А.Н.Несмеянову. Ему удалось убедить его в важности этой проблемы и склонить к созданию Комиссии по проблеме “снежного человека”. На вопрос Президента, кого он считает нужным поставить во главе этой комиссии, Поршнев предложил кандидатуру члена-корреспондента Академии геолога С.В.Обручева.

Обручев, геолог по профессии, бывал во многих экспедициях и не раз слышал рассказы очевидцев, встречавших “дикого волосатого человека”. Он неоднократно направлял доклады об этом в Президиум Академии, но реакции на них ни разу не было.

В состав Комиссии вошли также академик И.Е.Тамм (физик и альпинист), профессор К.В.Станюкович (ботаник), профессор Б.Ф.Поршнев (историк и философ) и ряд других учёных.

Учёным секретарём Комиссии был назначен антрополог А.А.Шмаков, который выполнял сложную и объёмную работу по сбору и систематизации поступающей в адрес Комиссии информации, так как после создания Комиссии в её адрес стало поступать большое количество сообщений очевидцев со всех концов СССР. Газеты и журналы также стали публиковать поступавшие в их редакции сообщения. За время своей работы Комиссия выпустила четыре “Сборника информационных материалов”, напечатанных небольшим тиражом. Эти материалы стали бесценным фондом гоминологов, позволили приблизительно определить границы ареала реликтовых гоминоидов, а в последующем намечать наиболее перспективные районы для полевых наблюдений и поисков этих существ.

В 1958 году гляциолог Пронин сообщил в редакцию газеты “Комсомольская правда” о том, что он, находясь возле “языка” ледника Федченко (Центральный Памир), увидел на нём стоящего на двух ногах “волосатого человека”. В это время в Гималаях развёртывала работу широкомасштабная экспедиция газеты “Дейли Мэйл” под руководством журналиста Р.Иззарда и антрополога Ч.Стоннора. Всё внимание мировой общественности было приковано к Гималаям, а тут вдруг “волосатый человек” - вот он, совсем рядом – на Памире (несколько часов на самолёте из Москвы).

Предлагаемая книга преследует цель ознакомить любознательного читателя с историей и состоянием проблемы реликтовых гоминоидов, как в нашей стране, так и в других странах и о взглядах исследователей на природу и происхождение этого “ближайшего родственника” человека.

Рассматриваются попытки ответить на главный вопрос: кем же всё-таки является реликтовый гоминоид – только человекоподобным животным или же существом, у которого имеются какие-то человеческие признаки.

Для этого предлагается пройти все этапы исследования любой научной проблемы.

Первые три главы посвящены ознакомлению читателей с имеющейся информацией (из всей массы её отобраны наиболее интересные наблюдения очевидцев).

В четвёртой главе речь пойдёт о наиболее крупных экспедициях, работавших в разных районах земного шара.

Пятая глава посвящена результатам анализа полученных из разных источников материалов и представлениям о морфологии и экологии реликтовых гоминоидов.

В шестой главе рассматриваются вопросы сравнительной этологии этих существ, их образе жизни, взаимоотношениям между собой, отношениям с другими животными и человеком.

Седьмая глава посвящена рассмотрению гипотез о происхождении реликтовых гоминоидов, предлагавшимися различными учёными.

В восьмой главе даются некоторые советы по полевой работе для тех, кто пожелает приять участие в экспедициях.

Данная книга является расширенным и дополненным изданием “Атласа снежного человека” (2003 г.).

Автор выражает благодарность Д.Ю.Баянову, И.Д.Бурцеву и М.С.Трахтенгерцу за любезно предоставленные материалы и помощь в работе над этой книгой, а также всем участникам экспедиций, выезжавших за свой счёт в различные районы нашей страны для сбора информации и поисков таинственного “волосатого человека” и месяцами самоотверженно трудившихся в горах Кавказа, Памира, Северного Урала, в Западной Сибири и Якутии.

Особую благодарность выражаю моей жене Светлане Леонидовне, оказывавшей мне неоценимую помощь в подготовке и проведении экспедиций, в обработке материала и подготовке рукописи, и вынесшей на своих плечах все повседневные заботы о нашей семье во время моих экспедиций.

 

Некоторые пояснения и терминология:

В различных разделах этой книги очевидцы сравнивают “дикого человека” с медведем. Дело в том, что на значительном расстоянии и при плохой видимости этих двух существ нетрудно спутать – оба массивные, покрыты бурой шерстью, часто их видят, когда они, стоя на четвереньках, разгребают муравейники или выкапывают корни. Они действительно похожи на медведей, когда в высокой траве становятся на задние конечности, особенно, если не видны очертания головы (в профиль) и задние конечности целиком, которые у медведя очень короткие по сравнению с человеческими.

Практически в каждом языке имеются собственные названия для этого существа. Вот как их называют некоторые из них:

Европейская часть России: леший, лесовик, большак, авдошка, шиликун.

Сев.Кавказ: алмасты, каптар, мазыльх.

Сев.Урал: майгики, чулюк, куль.

Татарстан: шурале.

Чувашия: арсури.

Якутия: чучунаа, хэяк, туу-тэк, мюлена.

Абхазия: абнауае.

Азербайджан: каптар, меше-адам (м), вехши-адам (ж),

в Талыше–гульбияван.

Грузия: каджи, рулг-зорг, очи-кочи.

Евороп. часть России и север Азии: авдошка, большак, куль, майгики,

тунгу.

Кольский п-ов: экки.

Зап.Сибирь: ямгорт, мэнкв, тунгу, мадекуп.

Якутия, Чукотка и Дальний Восток: чучунаа, тэреке, келе, пикилян.

Казахстан: хурчжин, адам-киик, джестырмак.

Киргизия: ксы-гыик, адам-киик, алмас.

Туркмения: нас-нас.

Таджикистан: одами-сохраи, гуль, джондор, албасты..

Центральный Памир: вайд(м), вуйд(ж), джондор.

Узбекистан: яввои-адам, адам-киик.

Пакистан: ванмас, барману, аугу, яш.

Гималаи и Тибет: йети, мех-ти, дзу-ти, ньялмо, супай.

Монголия: алмас, ми-гё, хун-гуресу.

Китай: иеран, эжень, жень-су и др..

Бирма: токо, тха-тхе.

Малайзия: Ханту, джиранг, гиги и др.

Острова Зондского архипелага: оранг-пендек, мавар, сукпа, седапа.

Австралия: йови, яхо, куль, турранмули, чжангора.

Африка: агогве, токолоша, какундакари, чимазит, диди.

Сев.Америка: бигфут, саскватч.

Юж.Америка: уку, укумар, тарма, сукпа, супай, кокуэн

 

АНТРОПОЛОГИЯ – наука о человеке.

АНТРОПОИДЫ - человекообразные обезьяны.

АВСТРАЛОПИТЕКИ – древнейшие формы человекоподобных обезьян, освоивших изготовление примитивных каменных орудий (олдувайская или галечная культура).

АРХАНТРОПЫ и ПИТЕКАНТРОПЫ – древнейшие люди.

ПАЛЕОАНТРОПЫ – люди древнего каменного века (палеолита).

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ – одна из рас людей позднего каменного века (неолита).

НOMO-ERECTUS – человек прямоходящий.

HOMO-HABILJS – человек умелый.

ГОМИНИДЫ – древние люди.

ГОМИНОИДЫ - человекоподобные.

ГОМИНОЛОГ – человек, изучающий реликтовых гоминоидов.

ГУМАНОИДЫ – человекоподобные инопланетяне.

 

Ветераны изучения проблемы реликтовых гоминоидов в СССР (Роcсии):

Б.Ф.Поршнев, А.А.Машковцев, П.П.Смолин, Д.Ю.Баянов,

Ж.И.Кофман.

Глава 1. ОБРАЗЫ ДИКОГО ЧЕЛОВЕКА В ФОЛЬКЛОРЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.