Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В о д я н о й
Ближайшим родственником лешего и его собратьев является водяной – это один из наиболее распространённых и популярных персонажей в демонологии Восточных славян. Водяной – это общее название представителя “нечистой силы”, обитающее в воде. “В водяных верят так же, как в собственное существование”, писал в конце Х1Х века в статье “Очерк верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губернии” (А.П.Звонков, 1889). Своё название этот “демон” получил за то, что он живёт в воде. Выглядит водяной, подобно лешему вполне правдоподобно. В.Даль в работе “О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа” описывает народные представления о водяном следующим образом: “Это нагой старик, весь в тине, похожий на обезьяну, но он не оброс шерстью, не так назойлив, и нередко даже с ним (лешим) бранится”. А.Колчин в работе “Верования крестьян Тульской губернии” описывает его по-другому: “Видом своим он подобен лешему, только шерсть на нём лохматая и белого цвета… Образом жизни он вполне подобен тоже лешему; только леший живёт в лесу, а водяной – в воде”. В некоторых описаниях у водяного вместо рук лапы с перепонками, имеется хвост, ноги похожи на гусиные лапы, на голове рога, глаза светятся “как угли”. На Вологодчине водяной - это “мужик очень широкий в плечах, с тонкими ногами, тело покрыто чешуёй и т.д. Пальцы рук и ног у него очень длинные с перепонками между ними, с кривыми крепкими ногтями”. Водяной – хозяин водной стихии: морей, рек и озёр, покровитель рыб и всякой водяной живности. По отношению к человеку он, обычно, настроен враждебно: топит купающихся, выпускает рыбу из сетей, портит плотины. Свои жертвы он, как правило, затаскивает в глубину. Его повсеместно боятся, так как у него непостоянный характер, и даже если у него хорошее настроение, “он может так расшалиться, что испугает насмерть”. Существует поверье, что он покровительствует рыбакам, мельникам и почему-то пчеловодам. А.Колчин пишет, что “водяной хорош только с теми, кто его обожает и приносит ему в жертву животных и плоды”. Водяной, естественно, отлично плавает и ныряет. Живёт он в подводном дворце, полном сокровищ. Грузинский каджи соединяет в себе черты славянского лешего и водяного. Он волосатый, живёт в лесу, но много времени проводит в воде, хорошо плавает и отлично ныряет. В Средней Азии у ваханцев существует поверье, что дэвы и пери живут в реках и выходят из воды по ночам. О.Муродов в своей работе “Древние образы мифологии у таджиков долины Зерафшана” пишет: “Дух албасты является одним из крупных персонажей пандемониума ираноязычных и тюркоязычных народов Средней Азии…”. Некоторые информаторы описывали демона албасты похожим на обезьяну (маймуна), с густыми, спутанными волосами. Согласно поверьям и по рассказам пожилых информаторов – жителей долины Зерафшана (кишлаков Хулгиф, Табуш, Дарг, Урметан) албасты якобы живут в горах, степях, ущельях и лесах. Они плывут по рекам, арыкам, каналам и добираются до людей. Вода является для них родной стихией, без которой они не могут жить… Часто албасты представляют девушкой, купающейся в реке, моющей в ней голову или сидящей на берегу и расчёсывающей свои мокрые волосы». То же самое он пишет о другом “демоне” – аджина: “Примечательно, что во всех рассказах подчёркивается связь аджина с водой. Нередко также рассказывают, что он выходит прямо к рассказчику непосредственно из воды, либо, появившись на суше, тут же прячется в арыке или под мостом… Связь аджина с водой подчёркивается как у равнинных, так и у горных таджиков. Но у горных таджиков Каратегина автору доводилось слышать рассказы об аджина другого плана: Это маленькие человечки, покрытые мягкой сероватой шерстью, живущие большими группами в пещерах (даже показывали одну из таких пещер, узкий вход в которую не позволил проникнуть внутрь). Пещера находилась довольно далеко от реки. В тёплые лунные ночи эти маленькие человечки якобы выходят из своих укрытий (жилищ) и играют и танцуют при свете луны. Ростом они 60-80 см, передвигаются на двух ногах.
Следует отметит, что пристрастие к водной стихии противоестественно для всех высших антропоидов (обезьян), и сближает лешего и водяного с человеком.
|