Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Современные теории
Теория человеческого капитала (1980-е гг.) Данная теория исследует зависимость доходов индивидуума, организации, общества от природных способностей людей, их знаний и навыков. Принципиальные идеи теории человеческого капитала были сформулированы еще А. Смитом в его знаменитом «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Наибольшее распространение эта теория получила в работах Г. Беккера [2], Я. Минсера, Т. Шульца. Данная теория из множества характеристик, составляющих потенциал человека, исследует те, которые существенно влияют на изменение доходов: здоровье, творческие способности, образование, профессиональные навыки, предприимчивость, мобильность. Наибольшее количество исследований связано с эффективностью инвестиций в образование. Опыт развитых стран показывает, что при прочих равных условиях доходы людей возрастают с увеличением затрат на общее и специальное образование. Это означает, что инвестиции в человеческий капитал обеспечивают рост производительности.
Т. Шульц [3] - один из основателей данной теории доказал, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от физического. Из его расчетов следует, что развивающимся странам надо делать инвестиции, прежде всего, в здравоохранение, образование и науку. В конечном итоге это выгоднее строительства новых предприятий. Однако, ряд авторов полагают, что несмотря на доказательства эффективности вложений в образование и повышение квалификации, продуктивность человека определяется в основном его природными способностями, а не затратами на обучение. Такая позиция обычно основывается на биографиях выдающихся писателей, художников, ученых, спортсменов. Таким образом, природные способности следует рассматривать как стартовый человеческий капитал, который может быть значительно увеличен благодаря инвестициям в обучение.
Теории стратегического управления человеческими ресурсами (развиваются с середины 1980-х гг.) Характеризуются развитием стратегического подхода к управлению персоналом (человеческими ресурсами) организации. Начальные идеи были разработаны американскими авторами. Наиболее известны две первичные концепции стратегического управления человеческими ресурсами Мичиганской и Гарвардской школ [Армстронг, 2002]. Исследователи Мичиганской школы – С. Фомбрун и его коллеги [Fombrun, 1984] сформулировали одно из первых формализованных определений концепции управления человеческими ресурсами, выдвинув предположение, что управление человеческими ресурсами и управление организационной структурой должны соответствовать организационной стратегии. Отсюда название концепции – «модель соответствия». Представители Гарвардской школы – М. Бир с соавторами [Beer, 1984] полагали, что «сегодня решение многих проблем требует более широкой, всеобъемлющей и стратегической перспективы в отношении человеческих ресурсов компании». Они подчеркивали необходимость «особого подхода к управлению людьми – подхода, рассчитанного на долгосрочную перспективу, а также, необходимость воспринимать людей как потенциальные активы, а не переменные затраты». Именно эти авторы первыми сформулировали постулат о том, что управление человеческими ресурсами должно стать функцией линейных менеджеров. Линейные менеджеры возлагают на себя больше ответственности за работу по согласованию организационной стратегии с кадровой политикой, а кадровая служба руководствуется миссией создания такой политики, которая определяла бы развитие внутренне интегрированной системы кадровой деятельности. В 1992 году данная концепция была названа П. Боксаллом [Boxall, 1992] «Гарвардская модель». Среди последователей двух первичных концепций стратегического управления человеческими ресурсами можно назвать следующих авторов:
Д. Гест [Guest, 1987, 1989] – взяв за основу «Гарвардскую модель», дополнил ее формулировками четырех целей управления человеческими ресурсами: стратегическая интеграция, высокая степень приверженности, высокая степень качества, гибкость. Д. Стори [Storey, 1989] – выделил ряд аспектов содержательного управления человеческими ресурсами: решения в области управления людьми, находящиеся в информационной зависимости от выбора стратегического направления; ключевая роль и вовлеченность линейных менеджеров; набор «рычагов» формирования трудовых отношений, в корне отличных от рычагов управления, типичных для систем классических индустриальных отношений. Д. Парчелл [Purcell, 1993] – отметил, что «становление управления человеческими ресурсами является одновременно причиной и следствием значительной концентрации власти в руках менеджеров». К. Легге [Legge, 1998] – дала определение жесткой (тесная интеграция кадровой политики с организационной стратегией, ориентированной на использование человеческих ресурсов таким же рациональным способом, каким производится управление любым другим ресурсом, с целью извлечения максимальной прибыли) и гибкой (отношение к работникам как к ценному капиталу и одновременно источнику конкурентного преимущества, формируемое за счет приверженности, гибкости, высокой квалификации и производительности труда) моделей управления человеческими ресурсами. Известный российский специалист в области менеджмента проф. Л.И. Евенко считает [Евенко, 1996], что с конца 19 века произошла смена четырех концепций роли персонала в производстве и предлагает следующий вариант классификации основных концепций управления персоналом:
Вопросы для оценки качества освоения материала 1. Назовите основные области знаний научного направления «Управление персоналом». 2. Назовите группы теорий управления персоналом и их основных представителей. 3. Сформулируйте основные постулаты теорий управления персоналом. 4. Назовите автора и дайте характеристику понятия (модели) «экономический человек». 5. В чем заключается сформулированный Э. Мэйо принцип «человеческих отношений»? 6. Что представители школы поведенческих наук рассматривали в качестве главного показателя отношения работников к труду? Почему? 7. Какие характеристики, составляющие потенциал человека, исследуются в рамках теории человеческого капитала? Почему? 8. Назовите и дайте характеристику первичным концепциям стратегического управления человеческими ресурсами. 9. Назовите основных последователей первичных концепций стратегического управления человеческими ресурсами. 10. Охарактеризуйте процесс изменения роли персонала в производстве в соответствии с классификацией концепций управления персоналом Л.И. Евенко.
Литература к лекции 1 1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. 2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004. 3. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: Учебное пособие. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. 4. Ворожейкин И.Е. История труда и предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 1999. 5. Гаузнер Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов». //Проблемы теории и практики управления, 1994, № 1. 6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала (опыт государственного, местного и корпоративного управления в США, Японии и Западной Европе). В 3-х тт. – М.: МНИИПУ, 2001, 2002. 7. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. 8. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: Дело, 1996. 9. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Стратегия развития персонала: Материалы конференции. – Н. Новгород, 1996. 10. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993. 11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. 12. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – Казань, 1994. 13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962. 14. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. 15. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998. 16. Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001. 17. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М., 1992. 18. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1992. 19. Beer M., Spector B., Lawrence P., Quinn Mills D., Walton R. Managing Human Assets. - The Free Press, New York, 1984. 20. Boxall P.F. Strategic HRM: a beginning, a new theoretical direction. //Human Resource Management Journal, 1992, 2 (3). 21. Fombrun C.J., Tichy N.M., Devanna M.A. Strategic Human Resource Management. - Wiley, New York, 1984. 22. Guest D.E. Human resource management and industrial relations. //Journal of Management Studies, 1987, 14 (5). 23. Guest D.E. Personnel and HRM: can you tell the difference? //Personnel Management, 1989, January. 24. Human Resource Management in Europe: Text and Cases. /Vickerstaff S. – London: Chapman and Hall, 1992. 25. Legge K. The morality of HRM, in eds. C. Mabey, D. Skinner, T. Clark, Experiencing Human Resource Management, Sage, London, 1998. 26. Monks K. Models of personnel management: a means of understanding the diversity of personnel practices? //Human Resource Management Journal, 1992, 3 (2). 27. Purcell J. The challenge of human resource management for industrial relations research and practice. //The International Journal of Human Resource Management, 1993, 4 (3). 28. Storey J. From personnel management to human resource management, in ed. J. Storey, New Perspectives on Human Resource Management, Routledge, London, 1989. 29. Taylor F.W. Principles of Scientific Management. – New York, Harper, 1911.
|