Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Двенадцать принципов производительности Г. ЭмерсонаСтр 1 из 44Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………4 Лекция 1. Основные теории и концепции управления персоналом…………….………7 Вопросы для оценки качества освоения материала………………………………...15 Литература к лекции 1……………………………………………………………………….16 Лекция 2. Система управления персоналом организации……………………………18 Вопросы для оценки качества освоения материала………………………………...31 Литература к лекции 2……………………………………………………………………….32 лекция 3. Стратегия управления персоналом и кадровая политика организации.34 Вопросы для оценки качества освоения материала………………………………...48 Литература к лекции 3……………………………………………………………………….50 лекция 4. Планирование персонала……………………………………..………………….52 Вопросы для оценки качества освоения материала………………………………...67 Литература к лекции 4………………………………………………………………………68 Лекция 5. Набор, отбор и прием персонала………………………………………………71 Вопросы для оценки качества освоения материала………………………………...85 Литература к лекции 5……………………………………………………………………….86 лекция 6. Адаптация персонала………………………………………………………………..89 Вопросы для оценки качества освоения материала……………………………….100 Литература к лекции 6………………………………………………………………………101 лекция 7. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала…103 Вопросы для оценки качества освоения материала……………………………….120 Литература к лекции 7………………………………………………………………………122 лекция 8. Развитие персонала……………………………………………………………..126 Обучение персонала…………………………………………………………………….129 Управление карьерой……………………………………………………………………145 Формирование и работа с кадровым резервом…………………………………151 Вопросы для оценки качества освоения материала………………………………161 Литература к лекции 8………………………………………………………………………163 лекция 9. Оценка персонала…………………………………………………………………167 Вопросы для оценки качества освоения материала……………………………….187 Литература к лекции 9………………………………………………………………………188 Лекция 10. Структура и оценка затрат на персонал……………………………………190 Вопросы для оценки качества освоения материала……………………………….199 Литература к лекции 10……………………………………………………………………200 введение
В современных условиях развития организаций и необходимости освоения перспективных подходов к управлению, особое внимание уделяется вопросам формирования квалифицированного кадрового состава, эффективного использования и развития персонала. Таким образом, управление персоналом оказывается ключевым фактором конкурентоспособности организаций, а кадровая политика становится важнейшей составляющей реализации общекорпоративной стратегии развития. Все это предполагает профессионализм руководителей и специалистов в этой сфере деятельности, а также создание эффективного механизма управления персоналом организации. Настоящее пособие поможет познакомиться с современными подходами и освоить важнейшие понятия управления персоналом организации; понять роль и место ключевых функций системы управления персоналом в системе управления организацией, а также взаимосвязь общей стратегии организации и политики управления персоналом; освоить современные формы и методы работы с персоналом. Методическая часть пособия включает вопросы для оценки качества освоения материала, практические задания и список литературы к каждой лекции.
Лекция 1. Основные теории и концепции управления персоналом
В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке таких наук как теория менеджмента, теория организации, психология, социология труда, конфликтология, экономика труда, трудовое право и ряда других, и включает три группы областей знаний:
[Беляцкий, 2002, с. 22] Формирование научных подходов к управлению персоналом началось вместе с формированием теории управления (менеджмента). Теории (концепции) управления персоналом развивались вместе с различными школами управления. На протяжении времени роль человека в организации существенно менялась, в связи с этим развивались и менялись теории (концепции) управления персоналом. В настоящее время различают следующие группы теорий: - классические теории; - теории человеческих отношений; - теории человеческих ресурсов; - современные теории.
Классические теории (развивались в период с 1880 по 1930 гг.)
Школа научной организации труда (НОТ) 1. Американское направление школы НОТ. Ф. Тейлор - автор теории научной организации труда. Основной вопрос – как заставить или что необходимо сделать, чтобы человек работал с большей отдачей. Ответ – научно организовать производство, рабочие увеличивают свою отдачу при условии выполнения работы наилучшими приемами из всех возможных. Разработал и внедрил систему организационных мер (хронометраж, плановое бюро), дифференциальную систему оплаты (работающий дополнительно вознаграждается, а лодырь - депремируется). Сформулировал модель «экономического человека», который якобы в работе не видит иного смысла, как получение денег. Индивидуальные особенности работника практически не учитывались для того, чтобы оказывать лишь минимальное воздействие на производственный процесс, построенный строго на основании научного знания.
Продолжатели идей Ф. Тейлора, представители школы научной организации труда – Ф. Гильбрет (Джильбрет)[1] и Г. Эмерсон. Ф. Гильбрет – специалист по управлению производством, первый в США организовал систематическую подготовку инструкторов по научной организации труда. Занимался разработкой наилучших методов выполнения работ: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов и др. Г. Эмерсон – специалист по организации производства, разработал системный подход к организации управления. Основные положения подхода освещены в его книге «Двенадцать принципов производительности» [Эмерсон, 1992], которая считается классической работой по организации и рационализации производства.
Двенадцать принципов производительности Г. Эмерсона 1. Точно поставленные цели. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация. 4. Дисциплина. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет. 7. Диспетчирование. 8. Нормы и расписание. 9. Нормализация условий. 10. Нормирование операций. 11. Написанные стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительный труд. Основное внимание представители американского направления школы НОТ уделяли физическому комфорту работника благодаря грамотно организованному процессу производства. 2. Европейское направление школы НОТ. А. Файоль – французский экономист. Развил ряд концепций научного управления. Разработал принципы новой системы организационной рационализации управления, которые подробно описал в своей книге «Общее и промышленное администрирование». Среди них: разделение труда, авторитет руководителя (порядок), дисциплина, единство распорядительства, подчинение частного интереса общему (дух команды), принцип вознаграждения (справедливость), централизация и др. В отличие от американского направления этой школы, в европейском, основной упор делался не на физический, а на моральный комфорт работников.
На рубеже 20-30 гг. 20 века в США стали формироваться предпосылки, которые привели к изменению ситуации в области управления персоналом. В условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, более чутких к «человеческому фактору». В задачу входило устранение резкого разделения в отношениях на производстве между руководителями и подчиненными, свойственных теории научной организации труда, и замена их более широкими концепциями – партнерства, сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Наиболее четко и емко эти подходы были реализованы в «теории человеческих отношений».
Теории человеческих отношений (стали применяться с начала 1930-х гг., расцвет – 1950-е гг.)
|