Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабселькоровское движение






В 1924 г. в стране насчитывалось 100 тыс. рабочих и сельских корреспондентов, через год их стало уже 216 тыс. В 1924 г. редакция «Правды» начинает выпуск журнала «Рабочий корреспондент», который через год получает название «Рабоче-крестьянский корреспондент» — для обобщения опыта рабселькоровского движения, распространения оправдавших себя форм руководства им. В н

Положение ВЦИК «О государственном издательстве», принятое в мае 1919 г., установило контроль за печатным словом в Советской России. Госиздат вошел в структуру Народного комиссариата просвещения, на которого и возлагалась функция главного цензора.

для чего: необходимость организовать в условиях гражданской войны и усилившегося влияния на массы идей белого движения единый государственный аппарат, который занимался бы контролем в масштабах всей страны любых видов издательской деятельности, связанной с общеполитическими и культурными вопросами.

 

В 1922 г. создается Главное управление по делам литературы и издательств — Главлит

До конца 20-х гг. Главлит, осуществлявший государственную цензуру, действовал в рамках определенных законодательных актов, утвержденных правительством. В последующие десятилетия он попадает в сферу сильного партийного давления. Государственная цензура фактически подменяется партийным контролем.

 

85. Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.

24 июня 1941 года создается Совинформбюро (авторитетный правительственный информационный орган), одной из основных задач которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. За годы войны было обнародовано около 2300 различных материалов.

Через неделю после начала войны в редакциях центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы. Это были первые шаги в перестройке всей системы СМИ на военный лад.

Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали перестроить ее работу, реорганизовать структуру, строго подчинив требованиям войны.

Цель: создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществлять влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналист. кадрами, создать новые органы печати. Создание фронтовой корреспондентской сети.

Последствия: сокращение гражданской печати, уменьшение центральных газет более чем вдвое, закрытие изданий.

Ведущей в военной прессе оставалась «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались в ней Гроссман, Симонов, Толстой, Эренбург, Павленко.

Радио: использовалось как одно из средств мобилизации народа на борьбу с врагом и воспитания советских людей в духе любви и преданности своей Родине. Радиовещание перестроилось, постоянно информировало население о положении на фронтах, о жизни тыла, о событиях за рубежом. Намного увеличился объем вещания на иностранных языках. Появляются передачи по радио писем на фронт и с фронта. Цикл «Письма на фронт» и «Письма с фронта». Большое распространение получили радиомитинги.

С августа 1941 года Центральное радио начало транслировать для всей страны передачи из Ленинграда. В течение 900 дней блокады радио Ленинграда не прекращало своей работы ни на минуту. О жизни в осажденном городе рассказывали воины, рабочие, ученые. У микрофона выступали Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев. Ольга Берггольц все дни блокады находилась в городе, испытывая тяготы и лишения осады. Она писала, выступала у микрофона. Многое из того, что было создано ею в дни блокады, вошло в сборники «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма».

С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова.

статьи " Родина" А. Толстого, " Сила России" Н. Тихонова, " Размышления у Кие­ва" Л. Леонова, " Украина в огне" А. Довженко, " Душа России" И. Эренбурга, " Уроки истории" Вс. Вишневского и многие дру­гие, в которых с огромной эмоциональной силой раскрывались истинный характер патриотизма, героические традиции про­шлого нашей страны.

23 июня 1941 г. - на второй день Великой Отечественной войны - началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода. Его статья " В первый день", появив­шаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И. Эренбург по приглашению редакции " Красной звезды" пришел в газету и в тот же день написал статью " Гитлеровская орда", которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публикова­лись также во многих центральных и фронтовых газетах. Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его по­работить, уничтожить.

Статьи И. Эренбурга " О ненависти", " Оправдание ненависти", " Киев", " Одесса", " Харьков" и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостря­ли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключи­тельной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала не­опровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев. Особого накала публицистика И. Эренбурга достигла в кри­зисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. " Красная звез­да" опубликовала его статью " Выстоять! ". Этот страстный клич стал ведущей темой статей " Дни испытаний", " Мы выстоим", " Испытание". За годы Великой Отечественной войны Эренбург написал около 1, 5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденции, вышли в свет 4 тома его памфлетов и статей под названием " Война". Первый том, изданный в 1942 г., открывался циклом памфлетов " Бешеные волки", в котором с исключительной разоблачитель­ной силой созданы образы фашистских главарей - Гитлера, Ге­ринга, Геббельса, Гимлера. Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро в телеграфные агент­ства и газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составил данный цикл. Все они затем вошли в книгу " Летопись мужества".

Константин Симонов - неутомимый корреспондент " Крас­ной звезды", прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла. Впечатления, осев­шие в сознании, требовали выхода, публицистической и худо­жественной реализации. Корреспонденции и статьи Симонова, его очерки и стихи, рассказы и повести печатались в " Красной звезде", во многих других газетах, распространялись по каналам Совинформбюро, передавались по радио.

Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные коррес­понденции и очерки К. Симонова. " Части прикрытия", " В празд­ничную ночь", " Юбилей", " Истребитель истребителей", " Песни" и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духов­ный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгно­вение.

К. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: " В Керченских каменоломнях", " Осада Тернополя", " У берегов Румынии", " На старой Смоленской до­роге" и др. Результатом командировки в Феодосию, только что освобож­денную советским десантом и яростно бомбардируемую вражес­кой авиацией, явился первый в творческой биографии Симоно­ва рассказ " Третий адъютант". Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников - в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что " храбрых убивают реже, чем трусов". Рассказ был опубликован в " Красной звезде" 15 января 1942 г.

Среди публицистов, находившихся в действующей армии, был и военный корреспондент " Красной звезды" Василий Грос­сман. В очерках " Сталинградская битва", " Волга-Сталинград", " Власов" и др., в многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу сражающегося Сталинграда.

очерки М.Шолохова “Наука ненависти”, “Гнусность”, его статьи “По пути к фронту”, “Люди Красной Армии”. Лейтмотивом их стала убежденность автора в том, что высоконравственная сила народа, его любовь к Отчизне окажут решающее воздействие на исход войны, приведут к победе. Эта идея пронизывала и очерки Л.Соболева “Морская душа”, А.Фадеева “Бессмертие”, А.Платонова “Сын народа” и др.

Высокое мастерство писателей, пришедших в военную публицистику, их самобытный творческий “почерк” придавали ей чрезвычайно многообразный по форме и резко индивидуальный по стилю характер.

В конце войны создается большое количество путевых очерков. Их авторы Л.Славин, А.Малышко, Б.Полевой, П.Павленко и другие рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших народы Европы от фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина.

Трудовой подвиг людей тыла запечатлен в публицистике Б.Агапова, Т.Тэсс, М.Шагинян. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е.Коненко, И.Рябов, А.Колосов.

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходила до Дня Победы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.