Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальные компоненты речи.






 

Невербальные компоненты общения принято разделять на четыре группы: оптико-кинетические, пара- и экстралингвистические, проксемические и визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает жестикуляцию, мимику и пантомимику. Иными словами, эта система представляет собой воспринимаемую собеседниками моторику различных частей тела партнера. На основании этих знаков мы часто делаем заключение об эмоциональном состоянии собеседника, степени его открытости в общении, можем оценить его отношение к нам, к собственным словам и многое другое.

В рамках этой системы компонентов также существует понятие конгруэнтности, которое определяется как соответствие невербального сообщения речевому. Так, например, речевому сообщению «я открыт для любых предложений» будет соответствовать жест, демонстрирующий ладони рук, положение корпуса без видимого напряжения мышц, прямой взгляд без прищура и т.п. В этом случае человек конгруэнтен, т.е. действительно «открыт». Такие невербальные признаки, как асимметричная улыбка, «поза Наполеона», скрещение ног, взгляд исподлобья дадут нам понять, что любые предложения, скорее всего, будут встречены в штыки.



 

К паралингвистическим компонентам относят особенности вокализации, такие как тональность, диапазон, сила и громкость голоса. То, каким тоном произносится та или иная фраза, зачастую гораздо лучше передает смысл сообщения, чем сказанные слова. Если сообщение произносится низким, глубоким, ровным, не слишком громким голосом, то сказанное с большой вероятностью будет воспринято как приказ. Когда то же самое произнесено громким голосом с привизгом, это может сигнализировать о начале конфликта.

Экстралингвистическая система – это включение в речь дополнительных вкраплений, таких как смех, плач, покашливание, паузы и пр., а также темп самой речи. Например, часто покашливания могут свидетельствовать о неуверенности собеседника, немотивированный смех может говорить о сильном душевном волнении, а значение пауз в речи вообще трудно переоценить. Интересные факты связаны также с изучением темпа речи. Исследования показывают, что темп речи тем медленнее, чем выше социальный статус человека.

Проксемические невербальные компоненты включают в себя организацию пространства и времени коммуникативного процесса. Считается, что расположение собеседников лицом к лицу способствует лучшему установлению контакта и является признаком внимания к говорящему. Однако существует мнение, что расположение партнеров напротив друг друга способно порождать противостояние, противодействие, противоборство. Таково человеческое подсознание: семантическая единица «против» может быть актуализирована одним пространственным расположением собеседников. И, как следствие, спровоцировать соответствующее поведение помимо их намерения.

Особое значение придается также временным характеристикам общения. Так, например, глубоко укоренилось мнение, что любая уважающая себя женщина обязана опаздывать на свидание, тогда как для мужчины это считается дурным тоном. В то же время, склонность человека приходить заранее также свидетельствует о некоторых особенностях личности.
Невербальные компоненты речи. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию. Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.