Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие творч. Возможностей на уроках ИЗО. Развитие пространственного представления, воображения. Эстетическое воспитание.






Для учителя имеет равное значение детская художественная деятельность в области изображения, украшения, постройки, однако большая часть заданий ввиду современных школьных условий (часы, оборудование, материалы) посвящается изображению, как наиболее простой в организации деятельности. Желательно стремиться к равномерному распределению времени на каждый из трех видов деятельности и искать пути создания необходимых условий на уроке для полноценной работы ребят в декоративной и конструктивной деятельности. Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ. Любое создание фантазии строится из элементов, полученных ребенком из окружающей его действительности и закрепленных в его опыте. Чем богаче его опыт наблюдениями и впечатлениями, тем больше материал, который может стать источником фантазии. Однако количество и разнообразие опыта, хотя и очень важно, но само по себе недостаточно для активности воображения ребенка. Не менее (а может быть, и более) необходима его способность актуализировать — включать и использовать накопленный опыт в своем изобразительном творчестве. У большинства младших школьников жизненный опыт вполне достаточен для выполнения разнообразных рисунков, но способность актуализировать его как источник замысла рисунка развита неодинаково.

Фантазия связана с реальностью, опытом общения детей с готовыми продуктами культуры. Это все то, что ребенок получает из книг, картин, музыки, кино- и телефильмов и т. п. Искусство учит и воспитывает детей, но ребенку непосильно повторить в рисунках то, что он видел на картине. Дистанция между шедеврами искусства и их собственным изобразительным опытом настолько велика, что большинству детей даже не приходит в голову мысль о возможности " срисовать" с картин или повторить их по памяти. Однако создания культуры очень часто становятся источником замысла детских рисунков. Чаще всего это художественная литература, особенно сказки. Нередко - сюжеты и образы мультипликационных и игровых кино и телевизионных фильмов. Влияние последних не всегда полезно. Они, чаще всего приносят больше вреда, чем пользы, потому что закрепляют в рисунках штампы изображений людей, животных, строений и т. п., чем ограничивают развитие творческой фантазии ребенка. Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что не только наводят их на источник замыслов в окружающей действительности, но и показывают в ней то интересное, чего раньше они не замечали.

Воображение связано с жизнью еще одной наиважнейшей связью - эмоциональной. Она проявляется двояким образом. Всякое

чувство всегда стремится воплотиться в определенные образы. Эмоции как бы подбирают соответствующие им события, впечатления, мысли. Так, впечатления, которые в жизни ребенка никак не были связаны друг с другом, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства. Связавшись между собой настроением ребенка, разные наблюдения вызывают в воображении образы, которых в действительности он никогда не видел.

Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение — очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения - фантазия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного. Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности, во внешнем мире.

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё.

Эстетическое воспитание (ЭВ) - это целенаправленный процесс формирования эстетической культуры личности, развития ее природных задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по «законам красоты».

Задачи эстетического воспитания:

1) формирование эстетической культуры школьников;

2) формирование художественно – эстетических умений, развитие природных задатков и способностей учащихся в области искусства. Первая группа задач решает вопрос приобщения школьников к эстетическим ценностям, миру прекрасного, вторая - активного их включения в эстетическую деятельность. Эти две группы задач отражают и содержание работы по эстетическому воспитанию школьников.

СОВР.ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ИЗО.

Этапы планирования урока и подготовки к нему 1. Разработка системы уроков по теме или разделу.2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, разработка презентаций, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).9. Проверка оборудования и технических средств обучения.10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Планирование внеклассной работы по данной теме.17. Запись плана и хода урока в соот. с треб.

36. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО В ШКОЛЕ, С ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ " ШКОЛА РИСУНКА-ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА".

В общеобразовательной школе общепринятыми считаются следующие дидактические принципы:

-принцип научности обучения; -принцип воспитывающего обучения; -принцип систематичности;

-принцип связи теории с практикой; -принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

-принцип наглядности; -принцип прочности усвоения знаний учащимися;

-принцип доступности обучения; - принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы.

В современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе. Поэтому образовательные концепции и программы должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития мыслящей, рефлексирующей личности. Сравним тенденции традиционного образования и требования современного образования. Данная схема поможет Вам проанализировать действующие программы и концепции, соотнести их с современным содержанием образования.

Концепция " Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин B.C.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методики рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач которого является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа " Изобразительное искусство" в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Основные задачи действующей программы:

-овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; -развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

" Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.... В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания.... С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.... В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе." Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов". " Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства.... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д.".Лепка. " Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека".Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства".Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.

В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.